Азиатский способ производства. Буржуазная революция. Восточная деспотия, страница 2

патриархат – эпоха развития первобытнообщинного строя, в котором мужчина занимает господствующее положение в обществе. Сложился в условиях разложения первобытнообщинного строя и формирования отношений классового общества.

племя – тип этнической общности людей, соединяющий в себе несколько родов.

позитивизм – разновидность идеализма 19 в (Конт, Спенсер). Все положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и как результат их сциентического объединения.

полис – город-государство, форма соц-эконом и полит организации общества и гос-ва в Др. Греции и Др. Италии.

постимпрессионизм – общее название в живописи кон 19-нач 20 вв, возникших во Франции как реакция на импрессионизм; характерны поиски начал бытия, устойчивых сущностей, повысил интерес к филос и символич аспектам.

прагматизм – 70 гг 19 века – разновидность субъективного идеализма; отрицает познание объективной истины и признает истиной то, что дает «практически полезные» результаты. Стирает различие между знанием и верой. В истории – направление, ограничивающееся изложением событий без вскрытия законов исторического развития.

промышленный переворот – переход от мануфактуры к машинному труду.

раса – исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся определенной совокупностью второстепенных внешних физических особенностей (цвет кожи, глаз, волос, очертание головы, рост…).

ренессанс – эпоха Возрождения – общественно-политическое движение (начало: 14 век в Италии, 15-16 века в других странах), характеризующееся антропоцентризмом; также архитектурный стиль эпохи Возрождения.

реформация – социально-политическое движение 16 века в Западной Европе, возникшее на почве борьбы крестьянства и буржуазии против гнета католической церкви. В результате возникло протестантство.

римское право – система рабовладельческого права Др.Рима. Включало частное и публичное право. Содержало стройную разработанную систему норм. Классическое право общества, где господствует частная собственность.

род – исторически первый тип этнической общности людей, основанный на кровнородственных связях.

романский стиль – стиль в европейском искусстве раннего средневековья (10-13 века). В архитектуре развивает типы церквей и крепостей и приемы сводчатых и арочных конструкций; постройки отличаются простотой, строгостью и массивностью форм; живопись и скульптура не имеют самостоятельного значения, лишь дополняют архитектуру.

романтизм – направление в европ литературе, оформившееся в начале 19 века. Характерен идеализацией прошлого (в основном средневековья), оторванностью от действительности.

сентиментализм – литературное течение 18 и начала 19 веков. Возникло как протест против классицизма. Противопоставлял испорченности аристократии нравы среднего класса, крестьян. Характерна чрезмерная чувствительность, слезливость.

символизм – течение в искусстве и литературе Западной Европы в конце 19 века, в России возникает во второй половине 90х годов 19 века. Выступает с проповедью «искусства для искусства», мистицизма, индивидуализма, развивая теорию символа как основы искусства (символ – отражение «потустороннего» в искусстве).

синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние. В философии – сочетание разнородных, противоречивых воззрений, несовместимых друг с другом.

софистика – преднамеренное применение ложных, обманчивых доводов (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

схоластика – средневековая религиозно-идеалистическая философия; основывалась на церковных догматах и была «служанкой богословия»; отличалась абстрактными, беспредметными логическими ухищрениями. Бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от практики.

университет – высшее учебное заведение, объединяющее несколько факультетов. Первые появились в 12-13 вв в Италии, Испании, Франции, Англии.

феодализм – ОЭФ, сменившая рабовладельческую ОЭФ (у некоторых народов – первобытнообщинный строй, например у славян), два основных класса – феодалы и крестьяне, отношения строились на внеэкономическом принуждении.