Регулятор дизеля тепловозов чмэзт и чмэзэ. Особенности конструкции и ремонта, страница 2

- Рис. 3. Механизм дистанционной остановки дизеля:

1 — вертикальная тяга, 2 — поводок, 3 — двуплечий рычаг, 4 — валик, 5 — одноплечий рычаг; 6 — центробежный груз, ГУ — гидроусилитель

Регулировку частоты вращения коленчатого вала начинают с нулевой позиции. От корпуса центробежного элемента отсоединяют датчик тахометра и с помощью регулировочного винта а (см. рис. 1) устанавливают частоту вращения 320 — 330 об/мин (как упоминалось ранее, завинчивая винт увеличивают частоту вращения, а вывинчивая — уменьшают).

Затем устанавливают главную рукоятку контроллера на 9-ю позицию (соответствующую 8-й позиции тепловоза ЧМЭЗ). Открыв лючок верхнего корпуса 1, устанавливают частоту вращения коленчатого вала 750 об/мин при помощи регулировочного винта з, непосредственно воздействующего на рычаг 7. Вращая винт по часовой стрелке, увеличивают частоту вращения, а против часовой стрелки — уменьшают ее.

После этого переходят к регулировке частоты вращения на 4-й позиции, соответствующей 3-й позиции тепловоза ЧМЭЗ. Данную регулировку выполняют при помощи винта в, поворотом которого меняют положение ролика 5 относительно кулачка 3. Если регулировочный винт в поворачивают по часовой стрелке, частота вращения коленчатого вала увеличивается, а если против часовой стрелки — уменьшается. При этом один оборот винта соответствует изменению частоты вращения на 20 об/мин

Установив частоту вращения 400 — 420 об/мин, снова переводят главную рукоятку контроллера на 9-ю позицию. Если на этой позиции частота вращения выше или ниже 750 об/мин, то полученное значение корректируют с помощью винта з, а затем проверяют частоту вращения на 4-й позиции. После окончательной регулировки положение винтов виз фиксируют контргайками г.

В процессе эксплуатации вследствие износа кулачка 3 изменяется его профиль, что, естественно, затрудняет регулировку. В таких случаях, исходя из собственного опыта, рекомендую следующий метод регулировки. На 4-й позиции контроллера, предварительно открыв лючок на верхнем корпусе 1 регулятора, устанавливаю винтом в частоту вращения 400 — 420 об/мин. Затем перевожу главную рукоятку контроллера на 9-ю позицию, на которой частота вращения должна быть 740 — 760 об/мин.

Если частота вращения коленчатого вала не соответствует этим значениям, то передвигаю восьмой контактный палец концевого выключателя вправо (чтобы частота вращения несколько увеличилась) или влево (чтобы частота вращения уменьшилась). После этого регулирую по ранее представленной методике частоту вращения коленчатого вала на нулевой, 1-й и 2-й позициях.

Случается, что, отрегулировав частоту вращения на нулевой, 4-й и 9-й позициях и контролируя ее величину на других позициях, обнаруживаешь, что не происходит увеличения частоты вращения на 3-й позиции. Тогда приходится передвигать второй контактный палец концевого выключателя немного поближе к третьему, но так, чтобы они не касались друг друга.

Изменения внесены также в механизм дистанционной остановки дизеля. Вертикальная тяга 1 (рис. 3) выполнена составной. Верхняя часть тяги представляет собой стальной цилиндрический стержень диаметром 6 мм и длиной 228 мм.

Нижняя часть тяги диаметром 10 мм имеет глухое отверстие г диаметром 6,5 мм и глубиной 28 мм под хвостовик верхней части. Квадратный фланец в, напрессованный на нижнюю часть тяги, служит упором для пружины, установленной в нижнем корпусе регулятора и удерживающей якорь электромагнита в выключенном положении (на рис. 3 данные элементы не показаны).

Двуплечий рычаг 3, жестко закреплявшийся в регуляторах предыдущей конструкции на валике 4 при помощи стяжного болта, теперь насажен на валик свободно. Между приливом корпуса центробежного элемента и рычагом 3 на валике 4 посредством стяжного болта жестко укреплен стальной поводок 2, взаимодействующий с двуплечим рычагом 3.

При пуске дизеля увеличивается частота вращения коленчатого вала, и расхождение центробежных грузов 6 приводит к повороту одноплечих рычагов 5 вместе с валиком 4. В этом случае выступ е поводка давит на левое плечо рычага 3, помогая перемещать вниз золотник гидроусилителя ГУ. Выступ д поводка, являясь упором для рычага 3, помогает удерживать его в определенном положении. Таким образом, применение поводка увеличивает устойчивость работы механизма.

. Связь вертикальной тяги с рычагом 3 осталась без изменений, т.е. снизу в тягу ввернут регулировочный винт а, стержень которого проходит через вильчатое (на рис. 3 — правое) плечо рычага 3. Контргайка б предупреждает самопроизвольное отвинчивание винта а.