Предприятие питания как субъект рынка. Сфера товарного обращения, товарооборота

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.2.ПП как субъект рынка

О понятии «Рынка».

Условия возникновения и существования рынка:

1.разделение труда (принципы сравнительного преимущества)

2. потребность избежать транзакционные издержки

3.эк. обособленность, автономия решений субъектов

4. самостоятельность, свобода производителей

  РЫНОК, рынка, м.   1. Место розничной торговли съестными продуктами и

товарами под открытым небом или в торговых рядах; базар. Купить молоко на

рынке. Сходить на рынок.   2. перен. Шумный спор, галдеж, пререкания

(простореч. пренебр.). Что вы у меня в комнате за рынок устроили?   3.

Сфера товарного обращения, товарооборота(экон.). Внутренний рынок.

Внешний рынок. Цены на пшеницу на мировом рынке пали. Емкость рынка. Рынок

строительных материалов. Местные рынки. Выбросить товар на рынок. Борьба

империалистических стран з рынки.

Понятие рынка имеет несколько основных трактовок, появившихся по мере развития науки в соответствии с развитием самого явления.

1. Исторически первоначально. Рынок  - как базар, как площадь, где можно обмениваться товарами. Т.е. ПРОСТРАНСТВО обращения товаров.  

В этом простом случае  1.обмен Т-Т.  2. понятие касается только одной стадии общественного воспроизводства – ОБМЕН.

1а. Далее с усложнением эк. отношений – появлением необходимости разнести во времени акты оплаты и купли – появлением денег – рынок понимается в целом как район (абстрактное пространство) обмена товаров (в т.ч. услуг, денег).  Появляется понятие – рынок – сфера товарного  товарно-денежного обращения.  Т-Д-Т. Попрежнему только Обмен.

Есть отдельные понятия рынка как совокупности покупателей (Котлер)

2. Далее понятие рынка расширяется и  в нем задействуются все стадии общественного воспроизводства. 

Расширяется до понимания как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта. Т.Е. ПРОП.  (Наиболее распространенное у нас).  Т.е. нечто, что способствует осуществлению процесса воспроизводства общественного продукта.

Рынок – в общем виде – система экономических отношений, складывающихся в процессе пр-ва, обращения и распределения товаров и движения денежных средств.

Рынок осуществляет связь ПП со всеми другими субъектами – на разных стадиях воспроизводства.

3.Рынок – как  форма организации и функционирования экономики, тип хозяйственных связей.

(Есть натуральное хозяйство, государство, рынок)

Т.к. в экономике есть различные отрасли хозяйства и различные специфические виды деятельности внутри этих отраслей, то есть соответственно и рынки:

рынок товаров и услуг, рынок капитала, рынок труда.

На каждом рынке свой субъекты – продавцы и покупатели. ( с юридической т.з. ими м.б. физ., юр. лица, гос-во.)

Субъекты рыночного хозяйства:

Домашние хозяйства – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики (состоит из одного или нескольких лиц). Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремиться к максимальному удовлетворению личных потребностей – а не к наращиванию прибыли.

Предприятие (фирма) – экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода, стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход расходуется не просто на личные нужды, а для расширения производства.

Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.   

Государство – представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости  контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, представляющие государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

 


Объектами рынка являются товары и деньги. Товарами м.б. земля, труд, продукция; под деньгами подразумеваются финансовые средства.

Рынок можно охарактеризовать системой экономических показателей. Основные:

1.Емкость рынка – совокупность объема спроса и предложения. Выражается размером товарооборота.  (рассчитывается в рублях или физических единицах измерения

Похожие материалы

Информация о работе