После «Аполлона-11» на Луне побывало еще пять таких экспедиций. На ее поверхности остались следы двенадцати астронавтов и трех электрических автомобилей, на которых астронавты проехали десятки километров. Эти путешествия помогли узнать о Луне много нового: какие породы составляют ее, каково строение этой планеты.
ДЛЯ ЧЕГО ЛЕТАЮТ В КОСМОС?
Странный вопрос: зачем летать в космос? Интересно же узнать, что там, в вышине, как устроен этот неизведанный мир. А кроме того, космические аппараты и искусственные спутники стали незаменимыми помощниками в будничной, хозяйственной жизни землян. Они взяли на себя решение множества задач, помогают составить географические и геологические карты. Ведь до запуска спутников, как это ни удивительно, не было точных карт многих областей Азии, Африки, Латинской Америки. Спутник, двигаясь по орбите, фотографирует быстро и аккуратно земную поверхность. Он делает это столько времени, сколько находится на орбите. Особенно важно получить снимки тех мест, куца трудно добраться. Это пустыни, высокие горы, районы Северного и Южного полюсов.
С помощью спутников мы узнаем, что за погода ждет нас в ближайшее время, какие стихии, разбушевавшись, могут принести беду. Спутники ведут наблюдения за лесами, сельскохозяйственными посевами, они осуществляют теле- и радиосвязь, помощь кораблю терпящим бедствие.
На спутниках устанавливают приборы, которые могут заглянуть в глубь океана и подсказать, где поджидает суда опасная мель. Они составляют карту опасных для судоходства мест.
Спутниковая связь дала нам возможность смотреть передачи по телевизору. Без спутника приему изображения мешала бы кривизна Земли. Спутник, словно зеркало, отражает радиосигналы. Чем выше в космосе он находится, тем дальше он может передать сигнал. Особенно удобны спутники-отражатели, которые все время находятся над какой-то определенной точкой земной поверхности. Такой спутник называется стационарным. Если разместить три таких спутника над тремя различными точками экватора на одинаковом расстоянии друг от друга, они могут обеспечить телевизионную и телефонную связь для людей всей планеты.
И еще одно важное дело поручено спутникам. Они должны следить за тем, что делает человек на Земле. Ведь зачастую человеческая деятельность наносит вред природе. Спутники наблюдают за состоянием воды, почвы и воздуха, за экологическим состоянием нашей планеты.
Словом, в наши дни спутники запускают не для того, чтобы установить очередной рекорд в космической гонке. Если раньше сложная и дорогая ракетная система, выводя спутник на орбиту, могла использоваться только один раз, теперь изобретен многоразовый корабль. В Америке он был построен раньше, чем у нас, и назывался «Спейс шаттл». Наша многоразовая система носит имя «Буран».
«Спейс шаттл» переводится с английского как «космический челнок». «Шаттл» — это самолет, пристыкованный к огромному баку с топливом. Длина его около пятидесяти метров. По бокам бака — две ракеты-ускорителя, которые работают на твердом топливе.
На старте вся система стоит вертикально, а космический самолет висит на спине топливного бака, как рюкзак. Все двигатели запускаются одновременно. За две-три минуты, пока горит топливо, корабль успевает подняться на сорок пять километров. Затем ускорители отделяются от корабля и опускаются на Землю с помощью специальных парашютов. Какая умная и экономная система! Ускорители нужно лишь чуть подготовить - и они вновь могут быть использованы для полетов.
А космический самолет продолжает, уютно расположившись на спине бака, свой полет до ста десяти километров. После этого топливный бак больше не нужен, он отделяется и летит на родную планету Земля. Самолет же выбирает подходящую орбиту и летит с помощью своих собственных двигателей.
Очень трудное дело для космического челнока — спуск и приземление. Сначала «шаттл» притормаживает и сходит с орбиты, а потом летит, как огромный планер, без топлива. Он не может управлять полетом с помощью двигателя, поскольку двигатель лишен пищи. И так он пролетает расстояние, равное почти пятой части длины экватора, а после он должен точно попасть на узенькую полоску аэродрома. Задача не из легких.
Когда происходит спуск, корпус космического самолета очень нагревается. Чтобы самолет не сгорел, на его корпус наклеено множество плиток из жаропрочных материалов.
Наверное, первый полет «шаттла», который состоялся в апреле 1989 года, был самым волнующим, самым трудным. А теперь полеты челноков почти регулярны и никого не удивляют. С помощью челнока был вывезен на орбиту космический телескоп, и он помог сделать несколько важных астрономических открытий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.