Нурмагомедова Патимат
Студентка 5 курса
Насилие над ребенком в семье.
Проблема насилия в отношении детей—одна из острых и малоразработанных тем в российской психологической и педагогической науке. Особенность российской ситуации заключается в представлении об исключительной редкости феномена жестокого обращения с детьми и их малой патогенной и социальной значимости, что связано, в основном, с двумя обстоятельствами:
1. Обсуждение проблемы насилия против личности было до недавнего времени своего рода табу; насилие рассматривалось лишь в контексте классовых, расовых и межгосударственных отношений, не упоминая о насилии против личности вообще и личности ребёнка в частности, т.е. государство не желало признавать существование самой проблемы насилия по отношению к личности.
2. Особенности самой ситуации, в которой запуганный угрозами ребёнок смертельно боится сообщить о своих страданиях, причём не только непосредственно после насилия, но иногда и годы спустя.
В настоящее время наше общество признало, что насилие — это не редкие события, имеющие место в отдельно взятых семьях, а страшная эпидемия, поразившая все слои общества. Насилие было признано социальной проблемой, требующий серьезного внимания специалистов, государствам в целом и незамедлительного решения. Серьезность проблемы подтверждают данные МВД и кризисных служб. Согласно статистике МВД в 2002 г. 60 % всех тяжких преступлений произошло в семьях, жертвами которых в подавляющем большинстве являются женщины и дети. Ежегодно два миллиона уходят из дома из-за невозможности пережить насилия в семье. По данным кризисных служб России все больше становится количество обращений, связанных непосредственно с проблемой насилия над детьми - до 80 %. Это физическое, эмоциональное и сексуальное насилие; дети, лишенные ухода и внимания; дети наблюдающие ссоры и драки (или избиения) между родителями; дети родителей алкоголиков.
Выделяют три вида насилия:
эмоциональная (психологическое) насилие — то, что вызывает обиду, задевает самолюбие, четь и достоинство: деструктивная критика, унижение, угроза, изоляция (запрещается общаться с другими, близкими людьми выходить на улицу и т.д.), а также неадекватные родительские установки (эмоциональная депривация и симбиоз), завышенные требования к ребенку, неправильные типы воспитания, словом все, что разрушает отношение привязанности или напротив, насильно их фиксируют. Так эмоциональные неприятия способствуют формированию жестокости;
жестокость порождает пассивных безинициативных, лживых или же жестоких людей и т.д.
Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений в виде различных гемотом, переломов, ожогов и т.д., которые причиняют серьезный ущерб здоровью ребенка и нарушают его развитие.
Сексуальное насилие — это вовлечение зависимых незрелых детей и подростков в сексуальную активность, на которую они не могут дать информированное согласие, которую они не осознают или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это любые сексуальные покушения на ребенка - изнасилование, совращение, сексуальные домогательства, вовлечение детей в проституцию и изготовление порнографических материалов.
Разделение насилия на разные виды осуществляется лишь теоретически, на практике же достаточно повнимательней присмотреться к любой ситуации насилия, чтобы понять насколько многомерен опыт жертв насилия. Так для детей пострадавших от инцеста, неизбежным является сопутствующее ему разрушение семейной любви и доверия, манипуляторские отношения, а зачастую и запугивание со стороны родителя - насильника, квалифицируемое как психологическое насилие. Дети, подвергающиеся физическому насилию испытывают и психологическое (угрозы, эмоциональное отвержение ...) Вообще, в основе любой формы насилия лежит насилие эмоциональное, которое является особенно коварным и причиняющим значительный вред развитию личности.
Насилие над личностью разрушают ее, порождают чувство вины, обиды, страха, ведет к снижению самооценки. Страх является одной из причин негативных тенденций в развитии личности (агрессивности), враждебности, повышенной тревожности, жестокости и т.д.), как компенсаторного поведения или причиной формирования позиции жертвы, слабого, что опять приводит к повторению ситуаций населения.
Для детей, подвергшихся эмоциональному, физическому или сексуальному насилию мир всегда остается двусмысленным, неопределенным и опасным. Такими же неопределенными и диффузными будут в этом случае для ребенка и полоролевая идентичность и границы его тела (неопределенность границ означает о данном случае открытость и доступность сексуальному и физическому вторжению). Ребенок с неопределенным границами тела не всегда способен во время идентифицировать, а следовательно и оказать сопротивление попыткам насилия над ним; в быту такое качество называют неосторожностью.
Таким образом, проблема насилия в семье остается очень острой и требует к себе серьезного внимания, разработки новых исследовательских программ, оригинальных методических приемов и специфического подхода к людям пережившим насилия, в психотерапевтической практике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.