Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита". Булгаков

Страницы работы

Содержание работы

Тема добра и зла в романе Мастер и Маргарита занимает одно из главных мест. Раскрывая ее, автор преподносит нам свой вариант библейских сказаний, сильно отличающийся от привычных канонов. Согласно ему, единственным источником зла является человек, который может нести и добро. Сатана же вершит не зло, а правосудие.

Понятия добра и зла у автора довольно специфичны. Главными носителями двух сторон являются люди. Высшим благом считается верность, способность жертвовать, устойчивость перед соблазнами и свободомыслие. Причем мысли нужно притворять в жизнь, а не просто держать в голове. Должна быть смелость, чтобы высказывать свои мысли массам. Далеко не все могут на это решиться. Боятся насмешек или физической расправы. Мастер, написавший роман, не смог его опубликовать, быстро сдался. Не стал отстаивать свою идею, потерял уверенность. В мире не бывает добрых или злых людей, в каждом есть доля хорошего и плохого. Все зависит от отношения этих долей в человеке. Все в мире относительно. Автор, сравнивая Мастера с жадными, мелочными, эгоистичными и глупыми обывателями Москвы, относит его к добрым людям.

Иешуа не боится высказывать свои мысли, зная, что за это его могут казнить. Он не боится смерти. Несет в себе добро и хочет подарить его всем людям. Иешуа не навязывает никому свои мысли, ему не надо, чтобы люди шли за ним, словно бараны за пастухом. Ему нужны свободные от предрассудков смелые люди, способные мыслить и делать выбор самостоятельно, не слушая других. Те люди, которые пойдут не за ним, а вместе с ним, пойдут за идеей, а не за чудесами, описываемыми в Библии. Таких людей очень мало. Поэтому у Иешуа не было много единомышленников, один Ливий Матвей. Понтий Пилат проникся идей, но был слаб и труслив, не смог встать бок о бок с Иешуа. Судья знал, что если отпустит Иешуа и пойдет с ним, то сам окажется на месте судимого. Боялся смерти. Иешуа говорил, что все люди добрые, только некоторые не счастливы. Люди в большинстве своем боятся жить так, как им хочется. Быть в системе намного проще и безопасней. С волками жить – по-волчьи выть. Эти люди не могут хотя бы попробовать подстроить мир под себя, а подстраиваются под него сами. Такие люди Иешуа не нужны. Они пойдут за ним, будут так же мыслить, вершить благие дела. Стаду всегда нужен пастух. Уйдет Иешуа, придет другой, и люди пойдут уже за ним, а не за идеей Иешуа. В Библии Моисей, водивший народ по пустыни, творил чудеса. Народ шел за ним, как овцы за пастухом. Если бы не чудеса ведущего, народ давно бы бросил его и вернулся обратно, жить в рабстве. Лучше быть пастухом и собрать себе стадо, чтобы повести его по тропе добра. Только добро у всех разное.

Еще один герой романа Воланд предстает нам творцом справедливости, нежели зла. Он просто приоткрывает дверь в комнату пороков. Злые люди входят туда сами, выдавая себя. Воланд их наказывает. Иешуа таких людей всегда оправдывал. Сатана судит людей по сделанному ими выбору. Человек всегда выбирает сам, как бы на него не давили. Для свершения суда автор наделяет Воланда и его свиту сверхъестественными способностями. Сатана противостоит системе, в которой живет большинство людей. Даже предстает творцом добра, ибо добрых людей он награждает, а злых наказывает. Добрые же люди, всегда отличались от злых только тем, что оправдывали свои поступки. От имени Господа они нападали на других, а подвергшиеся нападению молча защищали себя и свои семьи.

Воланд мне видится не творцом справедливости, а главой другой системы. Эта система, зная слабости противника (людского общества), борется с ним. Отличившихся бойцов, которые думали и действовали не по правилам общества врага, пытаясь разрушить его и сманить на свою сторону новых людей, награждали за заслуги. Атакуемая система правомерно защищалась, пытаясь сохранить свою целостность и порядки. Агрессор судит относительно себя, и его мнение выдается за абсолютную истину, которой попросту не существует. У каждого способного мыслить она своя.

В мире нет абсолютного добра и зла. Эти понятия сугубо субъективны. Добро – это то, что нам нравится, а зло – это то, что не нравится. Поэтому человек совершивший убийство, не будет считаться в обществе злым, если убитый им был маньяком. Нет в мире никаких сверхъестественных сил. Человек сам все придумал из-за своей лени. Проще сослаться на потусторонние силы, чудо, судьбу, нежели самому разобраться в чем-то. И нет никакой системы. Есть просто люди. Разные. Одним нравится жить в спокойствии, тихо плывя по течению, другие предпочитают плыть против него. Все они не ставят перед собой великие цели, им просто так нравится. Кто-то любит отдыхать на пляже или на рыбалке, а кто-то прыгает с небоскребов с парашютом. Кто-то просто живет, пытаясь подняться по карьерной лестнице, кто-то пишет книжки, придумывая героев наделенных сверхъестественными силами, а кто-то строит из себя самого умного и бегает по лесу с текстолитовым мечом. У каждого свое представление мира. Глупо складывать апельсины, яблоки, груши и тыквы, чтобы потом их поделить и найти среднее арифметическое.

Тема добра и зла в романе Булгакова играет важную роль. Идея автора очень интересна и имеет право на жизнь. Особенно понравилось то, что автор больше всего презирает трусость. Боязнь высказывать свои мысли, опасаясь не очень приятной ответной реакции. Автор показал принцип построения нашего общества во все времена. Людям, живущим по его законам, держащим мысли при себе, намного проще жить. Однако не все любят лежать под солнцем на берегу моря, кому-то надо острых ощущений, чтобы жизнь медом не казалась.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Литература
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0