Архитектура Италии. Архитектурные заказы по строительству церквей

Страницы работы

Содержание работы

Архитектура

В XVII веке итальянские архитекторы столкнулись с проблемой выполнения большого количества заказов. Архитектурные заказы были связаны преимущественно со строительством церквей. Создавалось великое множество разнообразных планов и типов церковных зданий, однако самым распространенным стал план однонефной церкви с боковыми капеллами и простой апсидой, увенчанной большим куполом над средок-рестьем. Это был тот самый план, который в предшествующем столетии выбрали заказчики из ордена иезуитов при строительстве церкви Иль Джезу в Риме (архитекторы Виньола и Джакомо делла Порта, 1568-1577); достоинства избранного типа здания они видели в том, что оно позволяло собрать верующих в общем пространстве единственного нефа, приближая их к кафедре и вовлекая более непосредственно в церемонию церковной службы .

Рим унаследовал у Флоренции тип дворца в виде напоминавшего крепость четырехугольного здания с двором в центре. Самым прекрасным примером такой постройки в предшествующем столетии был дворец

Среди множества разнообразных типов построек, созданных в Италии в XVII веке, особой новизной и оригинальностью отличалась архитектура театров.

Италия XVII века была настоящим отечеством для строителей, она открыла перед талантливыми архитекторами прекрасные возможности. Многие из них были родом из Ломбардии, страны озер, которая обеспечивала каменотесами всю Европу еще со времен Средневековья. Теперь их взоры привлекал Рим, охваченный строительной лихорадкой. Новый век в Вечном городе открыл своим творчеством Карло Мадерно (1556-1629), ломбардец, построивший корабль собора Святого Петра (ил. 11 и 6); на протяжении более полувека в Риме господствует стиль Бернини (1598-1680), в котором стремление к грандиозности общего впечатления достигается за счет ясного распределения мощных пластических объемов и масс и богатейшего полихромного декора интерьеров.

Вслед за Римом, создавшим величайшие образцы барочного зодчества, новый стиль в архитектуре распространился по всей Италии. Но если Бернини стремился подчеркнуть выразительную силу пластических масс и целостность художественного образа, другие архитекторы добивались эффекта, прибегая к усилению орнаментального начала. В Венеции Бальдасаре Лонгена (1598-1682), построивший церковь Сайта Мария делла Салюте и палаццо Пезаро (ил. 8), объединяет барочные элементы с так называемым декоративным стилем, сложившимся в городской архитектуре города на лагуне в предшествующее столетие. Во Флоренции с ее богатейшими памятниками Ренессанса и маньеризма в XVII столетии строили мало. Зато Неаполь буквально наполнился барочными церквами, дворцами и монастырями. В картезианском монастыре Сан Мартино Козимо Фандзаго(1591-1678), сохраняя отдельные ренессансные элементы в архитектуре внутреннего двора, в самой церкви решительно обращается к барокко.

Вообще говоря, если в самом Риме развитие архитектуры канонизирует стиль Бернини, то дух творческой изобретательности находит свою дорогу в регионах, далеких от центра, особенно в Турине. Когда Гварино Гварини (1624— 1683), священник театинского ордена, приехал в 1666 году в Турин, он уже был известен как автор церквей в Мессине, Лисабоне, Праге и Париже. В Турине Гварини построил Королевскую капеллу и капеллу Сайта Синдоне, церковь Сан Лоренцо и палаццо Кариньяно. Последователь взглядов Борромини и его идеи драматической архитектуры, Гварини отдавал предпочтение центрическим планам зданий, округлым формам; даже в тех случах, когда ему приходилось использовать план с удлиненным нефом, он оживлял его овальными нишами. Увлеченный геометрией и математикой, он вводил сложные модули пересекающихся планов, «скачущие» изгибы, выгнутые и вогнутые поверхности, членил своды комбинациями переплетающихся ребер, напоминавших готические или мусульманские постройки (ил. 10). Для Гварини архитектура была экспрессивна по своей сути. В Сайта Синдоне он добивается — с помощью почти мистической игры света — поразительного эмоционального эффекта, отвечающего назначению капеллы, в которой хранится плащаница Христа. Стиль падре Гварини, уже содержавший в полной мере все элементы рококо, оказал огромное влияние на архитектуру Центральной Европы следующего столетия.

скульптура

В эпоху барокко на различные виды изобразительного искусства, особенно в Италии, большое влияние оказывали эстетические воззрения, в которых искусство рассматривалось как средство выражения страстей души. В XVII веке значительные успехи были достигнуты в психологии, и множество философов проявляло интерес к изучению природы душевных аффектов. Биологи впервые сформулировали принципы физиогномики, а отдельные живописцы и художественные критики обобщали свои размышления в трактатах о выражении движений души; наибольшую известность среди них снискал труд французского художника Шарля Леб-рена О методе изображения страстей Грактаты указывали художникам,

Художники—в особенности скульпторы — стремились также подкрепить принципы этой риторики ссылками на примеры из эллинистического искусства, то есть на памятники, которые вновь увидели свет в результате раскопок и подвергались тщательному изучению и обмерам для раскрытия их секретов. Нельзя забывать, что в этот период почти все скульпторы, включая Бернини, занимались реставрацией античных статуй.

Поразительная легкость таланта Бернини позволила ему, активно занимаясь архитектурой и сочиняя пьесы, создать огромное количество произведений скульптуры. Соперничая с возможностями живописи, он пытался сообщить мрамору жизненный трепет. В своих работах ему удалось выразить целую гамму страстей — от воинской жестокости в статуе Давид (Рим, галерея Боргезе) до исступленного восторга в Экстазе Святой Терезы (ил. 12) в римской церкви Санта Мария делла Виттория; а в мраморной группе Аполлон и Дафна он с поразительной силой показал чудо превращения прекрасной нимфы, испускающей дух в последнем крике, в лавровое дерево. Он вдохнул жизнь в скульптурные портреты,

Похожие материалы

Информация о работе