Наука и культура Дагестана в 1941 —1945 гг. Система и качество боевого оружия, страница 2

Профессора и преподаватели медицинского института проводили научные исследования, большинство из которых имело оборонное значение, так как в них разрабатывались различные способы лечения боевых ранений.

В 1941 г. был создан Дагестанский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и паразитологии, который изготавливал дефицитные детали для микроскопов, иглы для шприцев, ремонтировал хирургические инструменты. Его сотрудники вели большую работу по борьбе с инфекционными заболеваниями и обеспечению нормального санитарного состояния в республики.

Начавшаяся война временно прервала работу научно-исследовательского института истории, языка и литературы, многие сотрудники которого ушли на фронт. Свою работу институт возобновил в 1943 году. Решением правительства в 1943 г. в республике было создано новое научно-исследовательское учреждение — институт школ, который разрабатывал приемы работы дагестанской школы, составлял программы и учебники, обобщал и распространял положительный опыт лучших преподавателей.

Война наложила свой отпечаток на работу высших учебных заведений Дагестана. Многие студенты вузов Дагестана ушли добровольцами на фронт. К лету 1942 г. количество студентов в медицинском и педагогическом институтах уменьшилось вдвое по сравнению с довоенным 1940 годом. Они перешли на сокращенные сроки обучения. Несмотря на это, Дагестанский медицинский институт оставался центром подготовки медицинских кадров и повышения их квалификации. Из его стен в годы войны было выпущено 647 высококвалифицированных врачей, которые в основном направлялись в действующую армию и в освобожденные от оккупантов районы.

В связи с началом войны был закрыт Буйнакский учительский институт. Сельскохозяйственный институт был эвакуирован в азербайджанский город Кировобад, а педагогический институт - в Касумкент. Они возвратились в Махачкалу в 1943 г. За военный период пединститут подготовил около 250 квалифицированных педагогов различных специальностей. С 1 октября 1943 г. начались занятия в восстановленном сельскохозяйственном институте, который готовил зоотехников, ветврачей, агрономов-полеводов. Большое значение в культурной жизни Дагестана военных лет имело открытие в 1943 г. в Махачкале учительского женского института, в котором готовились педагогические кадры из числа девушек-горянок. В 1945 г. количество студентов вузов Дагестана превысило довоенные показатели.

Специалистов для нужд фронта, хозяйства и культуры продолжали готовить и средние специальные учебные заведения ДАССР, которые испытывали аналогичные трудности. В них в первые годы войны также резко сократилось число учащихся. Махачкалинский механический техникум в начале войны был эвакуирован в Казахстан. Сотни медицинских работников средней квалификации выпускали дагестанские фельдшерско-акушерская и зубоврачебная, фармацевтическая и фельдшерская школы. Много внимания руководство республики уделяло работе сельскохозяйственных техникумов и педагогических училищ. В Буйнакске было открыто женское педагогическое училище. В 1945/46 учебном году в Дагестане работало 17 средних специальных учебных заведений. Были восстановлены Дагестанский механический и махачкалинский дорожный техникумы. Увеличился набор учащихся в Дербентский сельскохозяйственный и Махачкалинский ветеринарно-зоотехни-ческий техникумы, в педагогические училища и другие средние специальные учебные заведения. Только в 1945 г. техникумы республики выпустили 300 молодых специалистов.

Условия войны в целом и близость линии фронта в 1942 г. чрезвычайно осложнили работу и общеобразовательных школ. Многие школы Дагестана, располагавшиеся в прифронтовых районах (Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кумторкалинском, в Кизляре), закрылись. Сократился контингент учащихся, особенно 8-10 классов. В 1942/1943 учебном году не было охвачено учебой 25 тысяч детей школьного возраста. Часть школьных зданий была занята под эвакогоспитали, использовалась для других военных нужд. Школы испытывали большие затруднения с обеспечением учащихся учебными пособиями и различными школьными принадлежностями.

В целях улучшения дела издания учебников и другой литературы для школьников в 1943 г. при Наркомпросе ДАССР было создано учебно-педагогическое издательство (Дагучпедгиз).

Благодаря героическим усилиям руководящих органов республики, общественных организаций, учителей дагестанская школа к концу войны заметно повысила качество работы. В сравнении с довоенным временем расширилась сеть средних школ, школьных интернатов. В республике были созданы десятки детских домов, в которых жили и учились тысячи детей фронтовиков и сирот.

Большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения внесли учителя Дагестана, а также около 200 высококвалифицированных учителей, эвакуированных из Киевской, Одесской, Днепропетровской, Ростовской, Харьковской областей, из Латвийской и Эстонской ССР.

Самоотверженный труд дагестанских учителей в годы войны был высоко оценен. В 1942/1943 учебном году Заслуженными учителями школы ДАССР стали Д.Абдуллаева, М.Кайтмазов, А.Супиева, Г.Шайдабеков, В.Т.Гранкина и другие. А в конце 1944 г. орденами и медалями СССР были награждены 32 учителя, в том числе А.Дандамаев, М.М.Махатилов, М.И. Мустанова, А.И.Насиров и другие. Прекрасно трудились на ниве просвещения и такие широко известные