Творчество детей среднего дошкольного возраста под влиянием произведений народно-прикладного искусства Дагестана

Страницы работы

Содержание работы

Доклад

На тему:

“Творчество детей среднего дошкольного возраста под влиянием произведений народно-прикладного искусства Дагестана”.

Воспитатель  МДОУ №31

Народное декоративно – прикладное искусство Дагестана – неотъемлемая часть национальной культуры. Его содержание способно активно воздействовать на духовное и художественно – эстетическое развитие личности ребенка. Ознакомление детей с народным искусством и организация художественного труда влияние на творчество детей. Для того чтобы правильно организовать практическую работу с детьми, воспитателю необходимо иметь знания о художественно – выразительных особенностях декоративно – прикладного искусства Дагестана.

Из многообразия традиционных художественных промыслов Дагестана дошкольники знакомятся с такими видами: ковроткачество, художественная обработка металла, художественная керамика, унцукульская насечка дерева металлом.

Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу. Для них характерны декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материала. Все эти качества произведений народного искусства делают их легкодоступными детскому восприятию.

Изобразительная деятельность детей включает следующие виды занятий: рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов деятельности имеет характерные возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Основным объектом изучения на занятиях по декоративному рисованию являются предметы народного искусства, которые красотой форм и орнаментальных мотивов привлекают внимание детей. Планомерное и последовательное приобщение детей к истокам народного искусства способствует развитию художественного вкуса, эстетических чувств, любви к труду народных мастеров и желания самим рисовать узоры, проявлять свое творчество.

Произведения народно – прикладное искусства, окружающая природа – все это является эстетическим восприятием и развитием интереса к изобразительной и творческой деятельности. Одним из главных методов развития творчества детей является наглядность и проведение бесед о народном искусстве. В процессе ознакомления детей с предметами    декоративно – прикладного  искусства важно подбирать подлинные образцы или репродукции этих изделий для демонстрации. Эмоционально – эстетическое восприятие произведений народного творчества усиливается содержательными беседами о мастерах, художественных особенностях их произведений, использованием народной музыки и т. д.

Декоративное рисование в средней группе начинается с знакомства детей с балхарской, художественной керамикой, унцукульским искусством насечки дерева металлом – традиционными видами народного творчества Дагестана. Очень важным условием в организации занятий в средней группе является создание определенного эмоционального настроя детей на творческую работу, включение игровых приемов обучения. В содержании занятий рассматриваются произведения народных мастеров, особенности орнамента каждого вида народного искусства, которые имеют свои характерные формы, сочетания элементов узора и цветовое решение. Доступным материалом для детского творчества является глина. Занятия по декоративной лепке в средней группе строятся на основе изучения традиционной балхарской керамики, мы учим лепить детей различную по форме посуду, игрушки – свистульки, декоративные тарелки, игрушки в образе птиц, животных. Дети уже могут лепить, проявляя свое творчество, животных, используют в лепке некоторые приемы, традиционно сложившиеся при изготовлении гончарной посуды. Поэтому мы , рассказывая о том или ином промысле, сообщаем доступные детскому возрасту сведения. Наша задача – вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделия, желание выразить в своем творчестве тот колорит формы, строения, цветовую гамму народно – прикладного искусства Дагестана. Мы, рассказывая детям о дагестанских, балхарских мастерицах, доводим до сознания детей сколько они вкладывают творческое воображение, фантазию в свою работу, чтобы узор «пел», «звучал», как музыка. Поэтому и дети прежде, чем приступить к своей работе должны подумать, что они будут делать, какой фон выберут, каких мастеров элементы будут применять в своей работе: кубачинских, балхарских или унцукульских?

Проведенная такая работа, показала, что в процессе ознакомления детей в нашей группе с народным творчеством у них сложились первые представления о культуре родного края. Они с гордостью осознают, что в их родном Дагестане живут и работают народные мастера – умельцы. Дети стали любознательнее, тоньше воспринимать произведения народно – прикладного искусства. В детских работах появилась пластичность, выразительность. Обогатилась и речь детей, –  более полными, связными стали их описания игрушек – произведений народного искусства. Мы убедились, что проводимая работа и во время занятий и вне занятий является прекрасным средством эстетического восприятия, развития художественного вкуса детей, приобщения их к многогранному миру народного творчества.                           

Похожие материалы

Информация о работе