Современная Дербентская таможня была создана указом ГТК РФ 27 октября 1993 года на базе таможенного поста С 1992 года Дербентский таможенный пост контролировал деятельность Магарамкентского таможенного перехода, расположенного в 46 километрах от Дербента, на мосту через Са-мур по трассе Ростов-Баку. Организовался переход в то время, когда азербайджанское правительство вьЕтавило на переезде бывшей административной границы двух союзных республик милицейские, пограничные и таможенные кордоны
Российскими таможенниками были завезены и оборудованы вагончики, в них круглосуточно дежурили смены по восемь безоружных таможенников. Это были самые трудные годы утверждения таможенников на границе. Вспоминает дежурный смены "Нэчью я вышел из вагончика и меня "вырубили" ударом. Даже не успел заметить кто. ГЬтом пришел в себя, связанный. Рядом товарищи по смене. Лежим на животах, асфальт мокрый, холодный -осень поздняя. ГЬтом нас по одному уводили в вагончики. ЬЬпадающих, по-моему, человек десять. Все в армейской экипировке, в масках, бронежилетах, с автоматами. Один из них представился сотрудником службы безопасности. Я сказал, что таможенная служба подчиняется согласно уставу только ГТК РФ и никакие показания, кроме как прокурору, или по указанию моего руководства, давать не буду. Меня не били, а выбросили на улицу, к вагончику, запретив поднимать голову и шевелиться. Я слышал, как через таможенный переход в эти минуты проходили тяжелогруженные автомобили-..".
Провокации разного масштаба против таможенников случались не только на Магарамкентском таможенном переходе, стреляли в таможенников в упор в Дербенте, бросали гранаты в дома в Махачкале, стреляли на таможенном посту "Аэропорт". Но самая напряженная ситуация в начале девяностых годов складывалась именно здесь.
ГЬдарки из-за рубежа и за границу РФ в связи с чеченскими событиями, обстановка в зоне Магарамкентского таможенного поста, особенно на железнодорожной станции "Самур", в пунктах пропуска "Яраг-Казмаляр",
"Тагиркент-Казмапяр", на Ц/хульском направлении и в районе селения Ново-Филя, отличалась особой остротой. № подъездах к этим населенным пунктам в отдельные дни скапливалось до 300-350 автотранспортных средств с различными грузами. Работники таможни не уставали разъяснять водителям, что не прихоть таможни задерживает их здесь, однако, к словам таможенников мало кто прислушивался. Особенно взрывоопасными были январь-февраль и ноябрЬг-декабрь 1995 года. Реагируя на осложнение обстановки, мы приняли решение усилить охрану постов и пунктов пропусков, установили дополнительные наряды из числа сотрудников отрядов таможенной охраны в районе селения Ново-Филя и на Цухульском направлении. Для нормализации обстановки на границе были предприняты меры по укреплению связи с местными административными органами, сотрудниками ФСБ и МВД обслуживающими зону границы
В 1995 году был разработан и утвержден план взаимодействия отдела разведки погранотряда и ФСБ со службой собственной безопасности таможни. Еыло принято решение о проведении крупномасштабных операций по прикрытию всего периметра границы с Азербайджаном - 290 километров.
В апреле 1994 года была завершена проекшо-сметная документация на строительство автомобильного пункта пропуска на 2000 машин в сутки по временной схеме. Автопереход был сдан в эксплуатацию в январе 1995 года, а Магарамкентский таможенный пост включен в систему одного из крупнейших в России автопереходов с тремя полосами движения в Азербайджан и тремя полосами в Россию.
В сентябре 1994 года в связи с введением порядка маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на т^зриторию России (табачные изделия и алкогольная продукция), в структуре ДГУ был создан акцизный таможенный пост, основной задачей которого стал контроль за ввозом и реализацией вышеназванных товаров. Задача эта реализовывалась довольно трудно (да и сейчас в этом деле масса проблем и сложностей) прежде всего из-за абсолютной новизны в системе таможенного контроля РФ. Тем не менее в 1995
году акцизным постом задержано товаров на сумму более 350 миллионов рублей.
Результаты деятельности Дагестанского таможенного управления, как правоохранительной структуры, обеспечивающей экономическую безопасность России, в самом общем виде характеризовались выполнением и перевыполнением планов формирования бюджетного и внебюджетного фондов, ростом числа выявленных таможенных преступлений и нарушений таможенных правил и рядом других важных показателей. И все это в условиях крайне сложной политической, экономической, социальной и оперативной обстановки, сложившейся в регионе Северного Кавказа в целом и в Дагестане в частности.
Прошедшие года убедили, насколько своевременно было решение о придании таможенным органам правоохранительного статуса С поднятием «железного занавеса» динамично стали устанавливаться и развиваться внешнеэкономические связи различных государственных и коммерческих структур с внешним миром. Интенсивность и объемы грузопотоков поражают своим размахом. В этом вале обозначились группы криминальной направленности. Результатом сращения их с государственными структурами явились организованные преступные сообщества, одной из наиболее благоприятных сфер деятельности которых стала сфера внешнеэкономических отношений. Таможенные преступления и правонарушения наносят значительный материальный ущерб экономике страны Причем преступники совершенствуют способы и методику совершения преступлений: используют поддельные печати и штампы, служебные возможности недобросовестных работников правоохранительных органов, типографий. Как правило, преступные группы имеют межрегиональный, устойчивый характер, имеют прочные внутренние связи по признакам криминального прошлого, располагают связями среди работников правоохранительных органов, что создает значительные трудности в раскрытии их гфеступлений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.