Ковры Северного и Центрального Дагестана. Наиболее крупные районы коврового производства, страница 3

Ворсовые ковры северного и центрального Дагестана можно объединить в три группы: «казанище» (кумыкские селения В. Казанище и Н. Казанище, Эрпели Буйнакского района); «дженгутай» (аварские селения В. Дженгутай, Апши Буйнакского района. Урма Левашинского района); «тлярата» (аварские селения Тлярата, Кутла'б, Хадиял, Гин-диб, Кардиб Тляратинского района).

В коврах селений Дженгутай, Апши, Урма (рис- 94) центральное поле обычно заполняется мелкими орнаментальными фигурками, а не крупными медальонами, как это свойственно южно-дагестанским коврам. Расположенные в шахматном порядке фигуры довольно плотно заполняют фон в отличие от тех же южно-дагестанских ковров, где с фоном обычно граничат крупные обобщенные формы, а мелкие или заполняют медальоны, или располагаются между медальонами. В коврах «дженгутай» и отчасти «казанище» фигура образует как бы центр, от которого во все стороны отходят отростки-веточки и побеги с цветочными розетками на концах. Постоянная и частая смена тонов на всей плоскости ковра создает особый декоративный эффект. Любопытен прием введения в узоры центра и каймы мелких белых квадратиков. В соседстве с насыщенными тонами и черными обводками эти мелкие белые пятна создают своеобразный эффект: узор как бы вибрирует, переливается, словно покрытый бисером.

Близки к предыдущей группе ковры типа «казанище» (рис. 95). Узооы казанищенских ковров не отличаются особой оригинальностью. По печатным техническим рисункам ковровой артели, которая функционировала в В. Казанищах до 1940 года, местные мастерицы познакомились с ныне широко здесь распространившимися ковровыми узорами южных районов Дагестана. В казанищенских коврах в качестве фона применяется синий, реже красный цвета. Весьма характерен в северных коврах их общий серебристый колорит: по площади синий цвет занимает большое место; на втором месте гамма светлых тонов — кремового, телесного, светло-коричневого, светло-зеленого. Красный цвет нескольких оттенков ближе к малиновому, а не к киноварному, как в ряде южнодагестанских ковров.

В этом же районе в больших количествах изготовляются безворсовые ковры — думы. Если узор дума монументален и прост, то узоры ворсовых ковров «казанище» гораздо более дробны, с ювелирно-тонкой разработкой деталей. Ворсовые ковры используются здесь, главным образом, для украшения стен, в то время как полы устилаются думами и циновками.

Далеко на юго-запад от В. Казанище, у самой границы Дагестана с Азербайджаном и Грузией, лежит Тляратинский ковровый район. Узоры тляратинских ворсовых ковров «габа» перекликаются с узорами ковров Казахского района Азербайджана. В них часто встречаются солярные знаки (то есть изображения солнца), рогообразные зазитки, крестообразные фигуры. В центре ковра (рис. 96) — три многоугольных медальона, равнозначных в данном рисунке изображению солнечного диска. Медальоны расположены «а черном фоне и чередуются между собой но цвету: фон в крайних дисках — белый, в среднем — зеленый.

Цветовая гамма тляратинских ковров резко отлична от расцветки южно- и северодагестанских ковров: преобладают черный (фон и обводка фигур), зеленый, красно-оранжевый и белый цвета, причем зеленый и красный цвета играют главную роль. Большие площади черного фона успокаивают два противоположных, почти дополнительных тона — зеленый и краево-оранжевый. При всей яркости красок ковер не кажется кричащим и назойливым.

Довольно часто центральное поле тляратинского ворсового ковра заполняют три крупных медальона, имеющих форму крестов с усеченными на конус верхними и нижними концами. В центре каждого креста обычно располагается восьмиугольник, называемый мастерицами «моц» (месяц). По свободным местам фона разбросаны мелкие фигуры: рогообразные значки, крестики, ромбы. Большое число мелких элементов смягчает некоторую строгость и сухость в построении основных орнаментальных форм. Число каем в обрамлении тляратинских ворсовых ковров редко превышает три, причем ведущая кайма значительно шире сопровождающих.


Кумыкский безворсовый  ковер «дум»  Работа Тарджанат Яхъяевой. 1948 год. Селение Н. Казанище.