Территория как элемент конституционно-правового статуса субъекта РФ, страница 2

Территория иногда составляет предмет политического спора между субъектами РФ. Острота территориальных конфликтов между Арменией и Азербайджаном, в Молдове заставляют серьезно задуматься над механизмом урегулирования таких споров внутри Российской Федерации. Равноправие субъектов РФ подсказывает компромиссные варианты решения вопроса в виде совместного использования территорий, отчисления налогов и сборов от них в равных долях в бюджеты спорящих субъектов РФ. Но эти методы не дают результата ввиду особой принципиальности властей субъектов РФ, которые используют данные споры для нагнетания предвыборного «удельного патриотизма». На современном этапе, учитывая усиление централистских тенденций, необходимо задействовать все появившиеся у федеральной власти ресурсы для четкого решения вопроса в пользу одной из сторон. Несмотря на наличие в этом случае недовольной стороны, юридически соглашение будет окончательным и не позволит в дальнейшем нагнетать конфликт. 

В отношении автономных округов РФ, в связи с вхождением их всех в состав других субъектов РФ (кроме Чукотского АО) встает вопрос, насколько влияет это «вхождение» на конституционно-правовой статус автономных округов? Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от  14 июля 1997 г., вхождение одного субъекта РФ в состав другого реально, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, но это не означает, что АО утрачивает территорию и население как элементы своего статуса. Разграничение полномочий АО и «включающего» субъекта РФ обеспечивается путем разграничения их предметов ведения и полномочий на основе их договора, или федерального закона[7]. Эта конструкция еще более усложняет модель разграничения компетенции органов государственной власти в России, устанавливая фактически тройную юрисдикцию над территорией АО. В том числе на упрощение этих отношений направлен процесс слияния АО и «включающих» субъектов РФ.

Таким образом, юридическая категория территории субъекта РФ, формирующаяся под влиянием политического, национального и географического факторов, содержит в себе как основополагающие ресурсы для развития субъекта РФ, так и зерна конфликтов, решение которых является условием реализации потенциала территории.



[1] Цит. по: Медведев, Н.П. Политическая регионалистика / Н.П. Медведев. – М.: Гардарики, 2002. – С. 16.

[2] Подколзин, А. О политико-правовом пространстве федерализма // Вестник МГУ Сер. 12 Полит. науки. – 1997. - № 2. – С. 17.

[3] Степное уложение (Конституция) Республики Калмыкия : [принято 5 апреля 1994 г.] / Республика Калмыкия // Консуль-тант-Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс]. – Версия справочно-правовой системы для высших учебных заведений. – М.: Консультант-Плюс, 2005. – 1 электронн. опт. диск (CD-ROM).

[4] Устав (Основной закон) Калининградской области [принят Думой Калининградской области 28 декабря 1995 г.] / Калининградская область // Консуль-тант-Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс]. – Версия справочно-правовой системы для высших учебных заведений. – М.: Консультант-Плюс, 2005. – 1 электронн. опт. диск (CD-ROM).

[5] Шкель, Т. Линия Лаврова // Российская газета. – 2005. – 21 мая. – С. 3.

[6] Нарутто, С.В. Конституционно-правовой статус края как субъекта Российской Федерации / С.В. Нарутто. – Хабаровск: Изд-во Хабаровской государственной академии экономики и права, 1998. – С. 86.

[7] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области» : [принято 14 июля 1997 г.] : № 12-П // Любимов, А.П. Комментарий к Конституции РФ / А.П. Любимов. – М.: Экзамен, 2005. – С.  275-283.