Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Идея и учение о темпераментах восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, связавшего темперамент с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хола» - желчь; «мелан хола» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Индивидуально биологические особенности темперамента включают в себя скорость, темп, интенсивность ритм протекания психологических процессов, психофункций состояний. С понятием темперамента на прямую связана активность человека, формирование мотивационно волевой сферы деятельности и его чувственно-эмоциональные процессы.
Человек сангвинистического типа обладает быстрой реакцией, легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, а значит, может ориентироваться в положении дел в зависимости от сложившейся ситуации. Сангвиник видится окружающим оптимистом и хорошим человеком, он притягивает, следовательно, способен объединить вокруг себя людей и подвигнуть их на решение общих задач. Отсюда следует, что для руководителя с преобладанием этого типа темперамента самый удачный стиль - демократический, в ином случае он будет ощущать какой то дискомфорт в работе или попросту не сможет выполнять свои функции полноценно.
Меланхолический темперамент свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, отличается медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Меланхолик – интроверт, то есть все изменения своего эмоционального состояния он не выплескивает на окружающих, а задерживает в себе, где затем они затухают, таким образом, любой информационный посыл, будь то распоряжение, приказ или установка задач, не будет искажаться под действием эмоций, переживаемых руководителем. Сдержанность, терпение и сосредоточенность формируют волевое отношение лидера к подчиненным, следовательно, для меланхолика авторитарный стиль управления представляется наиболее подходящим вариантом.
Флегматичный темперамент относится к хладнокровному человеку. Он медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Флегматик не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, он не способен следить за работой подчиненных и координировать их действия, так как это требует его внимания и умственного напряжения для оценки деятельности. А как уже доказано психологами, флегматичный тип темперамента выражает скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Логично будет предположить, что либеральный является наиболее подходящим стилем управления для флегматичного руководителя.
Что касается холерика, о таком человеке говорят, что он слишком горяч и не сдержан. Но такой тип темперамента имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия и реализовать их в короткий промежуток времени. Человек с преобладающим холерическим типом темперамента мог бы занять позицию и авторитарного управления, при этом руководитель будет жестким, вспыльчивым, но отходчивым, и демократического, в этом случае он будет выступать в роли лидера с переменчивым настроением.
Однако не стоит забывать, что в мире нет ни одного человека с чисто холерическим, флегматическим, сангвинистическим или меланхолическим темпераментом – есть люди, у которых один из типов темперамента доминирует над другими. В любом человеке уникальным образом сочетаются элементы каждого из четырех типов, так же как в любой организации используются одновременно несколько стилей управления. Поэтому каждый руководитель, исходя из особенностей управления конкретным коллективом, должен выработать свой собственный подход к проблеме руководства, опираясь на знания, связанные с эффективностью соотношения индивидуальных характеристик и стилей управления коллективом.
Список литературы:
1. Е.Е.Туник. Стили руководства в системе образования, Психологическая газета, № 8, 2000 г.
2. Р.С.Немов. Общая психология: Краткий курс. – Спб.: Питер, 2006 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.