- доктор мед.наук, Московский НИИ психотерапии
ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ
Вопросы психопатологии религии приобретают в настоящее время все большую актуальность, а связи с широким распространением в России нетрадиционных религиозных учений. На территории России все больший размах приобретает неконтролируемая деятельность многочисленных религиозных организаций, в том числе тоталитарных деструктивных сект, наносящих во многих случаях ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью человека.
Одни из них настаивают на слепом повиновении их руководителям, другие учат своих приверженцев подавлять всякое критическое мышление, третьи проповедуют монолитное единство религиозной общины в ущерб развитию личности и семейным отношениям, четвертые - и то, и другое, и третье. При в этом используются методы психического воздействия, оказывающие вредное влияние на психическое и физическое здоровье. По единодушному свидетельству христиан разных конфессий, участников Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (Москва, 16-20 мая 1994г.), а также, по мнению участников конференции «Тоталитарные секты и права человека» (Санкт-Петербург, октябрь 1994г.), выраженный антигуманный и антихристианский характер деятельности имеют такие организации, как «Белое Братство», «Богородичный Центр», «Церковь Христова», «Церковь Объединения», «АУМ Синрике», «Сознание Кришны» и ряд других.
В этих условиях возникает потребность психиатрической и общемедицинской оценки результатов их деятельности; установления фактов нанесения ущерба психическому и физическому здоровью и личности людей, вовлеченных в указанные религиозные организации; определения характера и степени тяжести причиняемого вреда здоровью и личности; выяснения способов и методов, а также основных механизмов причинения ущерба здоровью и личности, попавшей под влияние этих организаций.
Для решения поставленных задач были отобраны и проанализированы направленные в Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект, в редакции газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции письма родителей, чьи дети были вовлечены в религиозные организации в 1990-1994гг. Отбирались письма, содержащие наиболее полные сведения о психическом и физическом состоянии потерпевших с отражением их динамики на протяжении нескольких месяцев или лет.
Всего в Комитет по спасению молодежи за последние три года поступило свыше 400 обращений граждан по поводу нанесения ущерба здоровью и личности со стороны разных религиозных организаций. Были освидетельствованы лично одиннадцать человек из числа попавших под влияние религиозных организаций. Проведен анализ историй болезни молодых людей, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии острого психоза с бредом псевдорелигиозного содержания, возникшим после участия в деятельности «Богородичного Центра» и «АУМ Синрике».
Анализ всех собранных данных позволил установить, что у молодых людей. в возрасте от 14 до 32-х. лет как мужского (32 человека), так и женского (24 человека) пола, в основном студентов высших учебных заведений, техникуме или молодых специалистов с высшим образованием спустя 2-4 месяца после вступления в указанные религиозные организации наступали выраженные изменения в психической состоянии и поведении. Они отличались довольно однотипными, характерными и стойкими особенностями:
- отчуждением от родителей и других родственников с появлением нередка враждебного к ним отношения, уходом из родительского дома на коротко или длительное время;
- отказом от учебы и работы с полным погружением в деятельность, религиозной организации;
- прекращением чтения газет и журналов, художественной литература отказом от пользования телевизором и радио;
- резким изменением питания с систематическим недоеданием, исключением продуктов, содержавших животные белки, что приводило в большинстве случаев к физическом истощению, повышенной утомляемости;
- резким ограничением сна до 3-4 часов в сутки, что приводило к психическому истощению;
- развитием замкнутости, потерейдрузей, утратой интереса к противоположному полу;
- появлением амимии, отрешенного взгляда, холодного, бесстрастного тона, безразличного отношения к своей внешности;
- полной убежденностью в правоте учения религиозной организации с недопущением каких-либо разубеждений.
Такого рода изменения в психическом состоянии и поведении людей, наступающие в течение сравнительно короткого промежутка временам, характерна для больных с бредовыми состояниями или патологическими сверхценными идеями. Бредовый характер переживаний одного из прихожан «Богородичного Центра» ярко отражен в его дневнике, котором выражено намерение убить свою мать и бабушку за то, что они «ведьмы», «вампиры». высасывающие у него кровь. После расправы с ними он готов покончить жизнь самоубийством. Индуцированный, наведенный характер подобного рода бредовых переживаний прямо вытекает из «учения» руководителя «Богородичного Центра», которое он и его помощники с помощью проповедей и печатного слова активно и систематически внедряют в сознание вступивших в эту секту.
Руководитель японской религиознойорганизации «АУМ Синрике» С. Асахара проповедует, что для достижения счастья, «просветления» «освобождения» необходимо искоренить все мирские желания.Нужно отбросить эмоции, связанные с родителями, любимой девушкой идругими близкими людьми, проводить время в многочасовыхмедитациях для высвобождения мистической энергии Кундалини и обретения сверхъестественных способностей к телепатии и ясновидению.
В организациях «Сознание Кришны» настойчиво призывают отказаться от своего «Я», от семьи, работы, учебы для слияния с высшим Божеством.
Приведенные примеры показывают, что «учения» деструктивных сект мало, чем отличаются от бредовых идей религиозного характера, которые индуцируются в сознание вовлеченных в секту людей в процессе религиозны» проповедей, литургий, обрядов и принимают форму сверхценных идей, сверхценного и паранойяльного бреда.
По характеру и степени тяжести психических нарушений эти симптомы могут быть распределены следующим образом:
- синдром сверхценных психогенных идей религиозного содержания;
- индуицированный религиозный сверхценный бред;
- индуицированный религиозный паранойяльный бред;
- малопрогредиентная шизофрения со сверхценными, паранойяльными расстройствами;
- аффективно-бредовые психозы с псевдорелигиозным бредом в рамках рекуррентной и приступообразно-прогредиентной шизофрении.
Стойкость индуицированного сверхценного и паранойяльного религиозного бреда обуславливалась систематическими психическими воздействиями в специфической психологической атмосфере религиозной секты, а также постоянным контролем за вступившими в секту со стремлением к их социальной изоляции посредством установки к отказу от учебы, работы, прежних интересов, взаимоотношений с другими людьми.
О широкой практике активных, массированных внушений в бодрствующем и гипнотическом состояния свидетельствует характер и форма проводимых в «Белом Братстве» и «Богородичном Центре» литургий, обрядов с ритмичными Движениями рук и тела, стереотипными заклинаниями и возгласами, однообразной музыкой, хождением в экстазе толпы людей по кругу, прямыми и косвенными внушениями проповедника. При этом реализуется механизм психического заражения, взаимной индукции религиозных переживаний.
В религиозных организациях «АУМ Синрике» и «Сознание Кришны широко практикуются психотехники воздействия на личность, взятые из мистического учения и практики йоги, так называемые инициации и многочасовые медитации, целью которых является глубокое изменение сознания человека, введение его в самогипноз с полным отключением т окружающей действительности. Вследствие продолжительных психофизических упражнений в определенных позах достигаются состояния автогенного погружения, медитации, религиозного экстаза со зрительными и слуховыми иллюзиями и галлюцинациями, утратой чувства своего тела и личности (деперсонализация), тяжестью в голове, неприятными и приятными ощущениями в теле (сенестопатии).
Во время медитаций утрачивается способность к критическому мышлению, повышается внушаемость, что используется в «АУМ Синрике» и «Сознании Кришны» для подчинения людей определенным догмам. Многие люди, втягиваясь в деятельность этих религиозных организаций, становятся психологически и духовно зависимыми от проповедников, от того духовного наркотика, который им предложили в красочной или загадочной упаковке. К нему после испытанного во время литургии или медитации «кайфа» возникает влечение, потребность в нем, которая может со временем вытеснять многие естественные потребности. По нашим наблюдениям у молодых людей, вовлеченных в религиозные секты, исчезает сексуальное и эротическое либидо, у многих девушек и женщин прекращаются или задерживаются менструации, у мужчин наступает половая импотенция. Под видом религии людей склоняют к отказу от земной жизни, естественных потребностей, прежних убеждений. Накладывается запрет на критическое мышление, на любые сомнения (так называемый мысленный пост). Фактически в религиозных сектах людей доводят до психического самоуничтожения, когда прежняя личность перестает существовать, резко меняется ее направленность в сторону ухода от реальной' жизни, жизни общества и семьи.
Анализ собранных наблюдений показал, что в религиозные секты часто вовлекаются психопатические и акцентуированные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.