Устройства генерирования и формирования сигналов. Понятие о генераторе с внешним возбуждением (ГВВ) и режимах его работы, страница 3

-модуляция по защитной сетке на пентоде;

- модуляция путём изменения нагрузки на генератор;

- автоанодная модуляция и её аналог – аквтоколлекторная модуляция (по методу Круглова).

32) Амплитудная модуляция смещением по управляющему электроду. Поясните, в каком классе должен работать активный элемент ГВВ при АМ смещением, и какой режим работы ГВВ необходимо поддерживать.

Такой вид модуляции можно реализовать только при использовании нелинейных режимов работы АЭ. АМ смещением можно реализовать только в активной области СМХ (можно использовать только линейную часть этой области). Допустимы классы А, B (только в области недонапряжённого режима),  С.

33) Нарисуйте структурную схему передатчика с АМ. Поясните назначение отдельных её каскадов.

АМ можно осуществить на трёх уровнях:

- максимальная мощность (в вых.усилителях);    - средняя мощность;

- малая мощность.

Т.ПУМ – тракт предварительного усилителя мощности.

34) Амплитудная модуляция по выходному электроду, её разновидности. Поясните, в каком режиме возможно осуществление АМ по выходному электроду.

Разновидности:

- чистая;

- комбинированная.

Ввиду большого уровня нелинейных искажений в чисто виде такая модуляция не применяется; как правило, используются комбинации разных видов АМ.

Класс работы необходим нелинейный, это AB, B, C, режим – перенапряжённый. При комбинированном способе – критический режим.

35) Поясните сущность угловой модуляции (УМ). Разновидности УМ. Приведите пример спектра сигнала с УМ при индексах модуляции меньше и больше единицы.

Сущность УМ заключается в изменении полной фазы ВЧ-сигнала по закону сообщения. УМ делится на частотную модуляцию (ЧМ) и фазовую модуляцию (ФМ).

УМ при Δφ < 1                                                             УМ при Δφ > 1 (Δφ~3)

36) Поясните сущность прямого и косвенного способов осуществления частотной модуляции (ЧМ). В чём преимущества и недостатки этих методов?

Прямой способ заключается в изменении частоты АГ по закону сообщения.

Особенности:

+ улучшение девиации;

+ возможность получить высокий индекс модуляции;

- низкая стабильность центральной частоты.

Косвенный метод представляет собой модуляцию с помощью ФМ и блока предоконечного каскада, обеспечивает завал АЧХ модуляционного сигнала примерно в 6 дБ/октава.

Особенности:

+ высокая стабильность центральной частоты генератора;

- ограниченность по уровням индекса модуляции и частоты девиации

- необходимость использования блока умножения.

37) Приведите пример построения частотного модулятора при прямом методе получения ЧМ.

38) Приведите пример построения фазового модулятора.

<- В качестве примера резонансный усилитель с включённым варикапом.

39) Поясните сущность однополосной модуляции (ОМ) и её преимущества по сравнению с АМ.

АМ предполагает наличие 2-х боковых полос. Несущяя не несёт информации. Боковые полосы содержат одинаковую информацию, поэтому для полной передачи информации достаточно передавать только одну боковую полосу.

Преимущества:

+ сужение рабочей полосы;

+ увеличение дальности связи.

Недостатки:

- более сложная схема;

- относительно низкий КПД.

40) Перечислите основные способы формирования однополосного сигнала (ОС). Нарисуйте структурную схему формирования ОС одним из способов.

Основные способы формирования ОС:

- фильтровой способ;

- фазокомпенсационный способ;

- фазофильтровой способ;

- цифровой способ.

<- В качестве примера фильтровой способ.

41) Как осуществляется импульсная модуляция в радиопередатчиках? Приведите пример построения передатчика и импульсной модуляции.

Антенный переключатель (АП) обеспечивает переключение на приёмник. Мощный АГ модулируется короткими видеоимпульсами, которые формируются в импульсном модуляторе (ИМ). Между АГ и АП стоит устройство развязки.

42) Как выполняются импульсные модуляторы с накопленным зарядом, когда их целесообразно применять?

Рассмотрим на примере ёмкостного накопителя.

Есть источник питания (ИП), который через цепь заряжает конденсатор, в котором и происходит накопление энергии. Эта накопленная энергия через электронно-управляемый ключ (ЭК) подаётся к нагрузке. Как только ключ замыкается, конденсатор начинает отдавать энергию в нагрузку.

Модуляторы делятся на:

- ИМ с частичным разрядом накопителя (накопитель – конденсатор; ключ – жёсткий, с двусторонним управлением, это транзистор или лампа);

- ИМ с полным разрядом накопителя (накопитель – длинная линия; ключ – мягкий, с односторонним управлением).

Импульсные модуляторы с накопленным зарядом целесообразно применять, когда очень большая скважность и большая мощность.