Миниатюры – иллюстрации («Остромирово Евангелие», «Радзивилловская летопись» в списке XV в., Лицевой свод XVI в.)
Криптография – тайнопись. 1. Система «чуждых письмен»: замена букв кириллического алфавита буквами других алфавитов (глаголического, греческого, латинского). 2. Система «изменённых знаков» («полусловица»): детали букв не дописывались или путём добавления новых элементов менялись до неузнаваемости. 3. Система замен («литорея»): одни знаки кириллического алфавита заменяются другими. 3 (а). Простая литорея (тарабарская азбука): остаются без изменения гласные. Остальные согласные распределяются в два ряда: БВГДЖЗКЛМН – ЩШЧЦХФТСРП. 3 (б). Мудря литорея: замена не только согласных, но и гласных, иногда в произвольном порядке. Берестяная грамота. Ключ: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, а затем – второй – и так до конца.
ü Палеографические признаки рукописей XI – XII вв. Писчий материал – пергамен; тип письма – устав; орнамент – старовизантийский.
ü Палеографические признаки рукописей XIV – XV вв. Писчий материал – пергамен, бумага; тип письма – поздний устав, полуустав; орнамент – тератологический, балканский, нововизантийский; вязь.
ü Палеографические признаки рукописей XV - XVII вв. Писчий материал – бумага; тип письма – скоропись (деловые бумаги), полуустав (книги); орнамент – нововизантийский, старопечатный, барокко; вязь.
Палеография и берестяные грамоты. Хронология: начало XI – конец XV в. Береста использовалась как писчий материал для учебных целей вплоть до конца XV века. Некоторые пергаменные и бумажные грамоты XIV – XV вв. воспроизводят графику берестяных текстов («Духовная грамота Симеона Гордого» ок. 1353 года). Подготовка бересты: с внутренней стороны удалялись ломкие прослойки, с наружной – шелушащийся поверхностный слой, затем кипятили. Особенности графики букв на бересте: угловатый, заострённый характер; замена округлых деталей букв прямыми линиями; разрывы в контурах букв; буквы с незамкнутыми очертаниями. 70-75% - частные письма. В берестяных грамотах представлено не книжное, а бытовое письмо.
Палеография XVIII – XIX веков.
Этот период с точки зрения палеографии как науки разработан хуже. О палеографии XX века говорить уже и не приходится. Материал для письма – бумага, в основном французская и голландская, но есть и отечественного производства. 1699 год – Указ об обязательном написании актов на гербовой бумаге. 1723 год – гербовую бумагу стали делать с филигранью в виде Государственного герба. С конца XVIII века бумагу стали подкрашивать в синие тона. Во втором десятилетии XIX века появляется машинный способ производства бумаги. Датирующим признаком стал штемпель – фабричный знак слепого тиснения.
Графика письма
Факторы, влиявшие на графику письма. Введение гражданского шрифта в 1708 – 1710 годах (в основе каждого – скоропись начала XVIII в.). До 1708 года книги печатались церковнославянским шрифтом, изобретённым ещё в XVI в. Иваном Фёдоровым (в основе – рукописный полуустав). Изменилось делопроизводство, выработка приёмов особого «писарского почерка». Канцелярских служащих стали обучать стандартному письму, началам грамматики и арифметики, появились руководства по чистописанию не только для профессионалов, но и для рядовых подданных. Появляются правила расстановки знаков препинания и раздельного написания предлогов («Российская Грамматика» М.В. Ломоносова, 1755 год).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.