Разъёмные соединения однолонжеронного крыла с фюзеляжем могут осуществляться при помощи четырёх узлов: двух узлов по основному лонжерону и двух шарнирных узлов по лонжеронам-стенкам (рис. 9.6) или при помощи трёх узлов: двух узлов по основному лонжерону и одному узлу по лонжерону-стенке (рис.9.7). При передаче изгибающего момента полки лонжеронов вдали от разъёмного соединения работают полностью, по мере приближения к сечению разъёма лонжероны-стенки постепенно выключаются из работы на изгиб. Следовательно, изгибающий момент в сечении разъёма полностью передаётся основным лонжероном (двумя узлами), перерезывающая сила передаётся всеми узлами, т. е. основным лонжероном и лонжеронами-стенками, а крутящий момент – тремя или двумя узлами.
Силы, нагружающие узлы основного лонжерона, от действия изгибающего момента будут
N = ± Mизг / Н, (9.19)
где Н – высота основного лонжерона.
В любом сечении вдали от разъёма величина изгибающего момента, воспринимаемого лонжероном-стенкой, будет
. (9.20)
Изменение изгибающего момента Мл-с по лонжерону-стенке на участке длиной В показано на рис. 9.8. принимая изменение момента Мл-с на длине В по закону параболы,
. (9.21)
Взяв производную dMл-с,i / dz , получим значение перерезывающей силы по лонжерону-стенке
. (9.22)
Наибольшее значение перерезывающей силы получим при z = B;
. (9.23)
Перерезывающая сила, действующая по лонжерону-стенке, будет совпадать по направлению с перерезывающей силой крыла, вследствие чего основной лонжерон крыла будет догружаться срезом от лонжерона-стенки. В этом случае полная перерезывающая сила, действующая на узлы основного лонжерона
Qл=Q +2 Qл-с. (9.24)
Два узла крепления основного лонжерона следует проверить на прочность от воздействия перерезывающей силы. Усилия на узлы крепления отдействия крутящего момента можно определить так. Если имеем основной лонжерон и один лонжерон-стенку (см. рис. 9.7), то крутящий момент передаётся в виде пары сил:
Nкр = ± Мкр / В, (9.25)
где В - расстояние между узлами.
При двух лонжеронах-стенках (см. рис.9.6) крутящий момент можно передать через узлы лонжеронов-стенок, пренебрегая работой среднего узла:
Nкр = ± Мкр / В1, (9.26)
где В1 – расстояние между узлами лонжеронов-стенок.
Крутящий момент можно передать при помощи трёх узлов. При этом задача один раз статически неопределима и определение реакций на узлы крепления аналогична расчёту бортовой нервюры, лежащей на трёх опорах.
При расчёте узловых соединений в однолонжеронном крыле необходимо также учитывать усилия, действующие от горизонтальных внешних сил. Определение этих усилий производится по аналогии с двухлонжеронным крылом.
( По материалам учебника Стригунова.гл.9. стр.166 … 172).
(Уч. Зайцева Гл.9. Узловые соединения. Стр.284 … 292. Расчёт проушин.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.