Конструкционные материалы для летательных аппаратов

Страницы работы

Содержание работы

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для

летательных аппаратов

1. Основания выбора материалов

Выбирая материал для силовых элементов конструкции, учитывают его механические, теплофизические характеристики, удельный вес, коррозионную стойкость, стоимость и дефицитность сырья, а также возможность обработки материала современными  производственными процессами (прессование, штамповка, прокатка, литьё, химическое фрезерование, сварка и др.). Выбор материала зависит от размеров и формы конструктивного элемента и условий, в которых он работает под нагрузкой. Эти условия характеризуются следующим:

- величиной, направлением и продолжительностью действия нагрузки;

- максимальной температурой;

- видом нагрузки (постоянная, плавно изменяющаяся, ударная, циклическая и т. п.);

- наличием концентрации напряжения и др.

2. Критерии эффективности материала

В качестве критериев весовой эффективности конструкционных материалов обычно используют характеристики удельной прочности и удельной жёсткости.

Удельная прочность  - это отношение предела прочности σi материала к удельному весу γ. В зависимости от вида деформации (растяжение, сжатие или сдвиг) под σi  соответственно понимают предел прочности материала (временное сопротивление) при растяжении σв, разрушающие напряжения при сжатии σсж или разрушающие касательные напряжения τв. Отношение  имеет размерность длины

. Физически величина   представляет собой длину вертикального элемента с постоянным поперечным сечением, который разрушается под действием собственного веса.

При изгибе и кручении о весовой эффективности материала судят по величине отношений 

   и   .

Удельная жёсткость - это отношение модуля упругости Е материала к его удельному весу. При продольном изгибе стержней критерием оценки весовой эффективности материала является отношение   или , а при работе тонких пластин на сдвиг -  или .

Чем больше значения величин   и , тем более лёгкой (при прочих равных условиях) будет конструкция. Это справедливо также для конструкций, работающих при повышенной температуре. В последнем случае значения  σв и  Е  берут с учётом нагрева.

Если конструкция подвергается в полёте неравномерному нагреву, то помимо механических характеристик материала существенное значение приобретают его теплофизические свойства (коэффициент линейного расширения α, теплопроводность λ и др.).  Чем больше α и модуль упругости Е, тем больше величина температурных напряжений при заданном градиенте температур ΔΤ. Критерий весовой эффективности материала конструкции, работающей в условиях неравномерного нагрева, может быть записан в виде   .

3. Краткая характеристика конструкционных материалов

Для элементов каркаса самолёта (стрингеров, нервюр, шпангоутов, стенок, лонжеронов) и обшивки используют преимущественно алюминиевые сплавы. Наиболее нагруженные силовые элементы с относительно малыми габаритными размерами, такие как узлы крепления крыла и шасси, поясá лонжеронов, фермы крепления двигателей, стойки шасси и другие изделия, выполняют из высокопрочных легированных сталей. Для конструкций, работающих в условиях повышенных температур, применяют титановые сплавы и нержавеющие стали.

Алюминиевые сплавы обладают небольшим удельным весом: γ = 2,8 ÷ 2,85 Г/см3 и относительно высокой прочностью при комнатной температуре.

Для  Д16 предел прочности σв = 40 ÷ 45 кГ/мм2;

Для  В95     - // -    - // -          σв = 60 ÷ 62 кГ/мм2.

Удельная прочность Д16, таким образом, , а

- // -        - // -        В95         →     , что превышает удельную прочность легированной стали 30ХГСА  .

Для справки:

Алюминий - серебристо-белый пластичный металл. Плотность, г/см3: при 20˚С – 2,7; расплава при 800˚С – 2,3. Температура плавления 658 – 660,24˚С, кипения 2200˚С. Алюминий первичный в чистом виде для производства не применяется, регламентируется ГОСТ 11069-74.

Соединения алюминия с кремнием, марганцем, медью и другие, образуют более прочные сплавы.

Алюминиевые сплавы в соответствии с основными компонентами (основой) получили названия: с и л у м и н ы (алюминий – кремний), д ю р а л ю м и н ы (алюминий – медь – марганец), м а г н а л и и (алюминий – марганец). В зависимости от назначения подразделяются на литейные и деформируемые – до 80% всего выпуска алюминиевых сплавов.

Литейные алюминиевые сплавы (ГОСТ 2685-75) предназначены для изготовления фасонных отливок. Выпускаются 35 марок. Вид термообработки отливок [Т1 – искусственное старение без предварительной закалки, Т2 – отжиг, Т4 – закалка, Т5 – закалка и кратковременное (неполное) искусственное старение, Т6 – закалка и полное искусственное старение, Т7 – закалка и стабилизирующий отпуск, Т8 – закалка и смягчающий отпуск].

Деформируемые алюминиевые сплавы поставляются в виде листового проката (преимущественно), фасонного профиля, сортовых прутков проволоки и труб, в основном прессованных.

Плиты алюминиевые (ГОСТ 17232-71) изготовляются из алюминия АД0, АД1 и алюминиевых сплавов АМц, АМцС, АМг2, АМг3, АМг5, АМг6, АВ, Д1, Д16, Д19, Д20, В95 и АК4-1 горячей прокаткой. Толщина 12-200 мм, ширина 1000-2500 мм и длина 2000-8000 мм.

Похожие материалы

Информация о работе