Педагогический эксперимент
Респонденты – 7-е классы школы – гимназии №168 Центрального района г.Санкт-Петербурга.
Цель:
1. Выявить уровень образованности учеников в отношении памятников своего города, а именно памятников своего микрорайона.
2. Выявить степень желания изучать таковые.
3. Как следствие, способствовать повышению образовательного уровня и мотивации учеников к изучению истории и культуры СПб.
Задачи:
1.Образовательная.
2.Воспитательная.
Эксперимент проводится на примере Александро-Невской лавры, что диктуется микрорайоном, наиболее связанным с жизнью учеников.
Условия проведения эксперимента: Прогулка (можно назвать ее образовательно-воспитательной) по монастырю Александро-Невской лавры поочередно с 7а, 7б и 7э классами. Во время прогулки учитель задает такие вопросы:
1.Чем привлекает вас Александро-Невская лавра?
2. Настолько монастырь Александро-Невской лавры является для вас знакомым? (история создания монастыря; строения внутри монастырского корпуса; можете ли вы что-то рассказать о каком-либо объекте комплекса; можете ли вы рассказать что-то о внутреннем убранстве храмов, находящихся здесь; удивило ли вас что-нибудь; хотелось бы вам чаще бывать здесь, что этому мешает.
Ответы респондентов (подсчет производился по схожим ответам участников опроса):
На первый вопрос, чем привлекает Александро-Невская лавра, даны примерно следующие ответы:
1 вопрос:
7а класс:
Привлекает как комплекс строений со своим внутренним распорядком. Понимание относительной необычности памятника – 55%
Мне всегда было интересно узнать, что это такое подробнее – 25%
Интересует только как возможность расслабиться на мероприятии, отличающимся от основных школьных занятий – 20%
Не привлекает вообще – 5%
7б класс дал примерно аналогичные результаты.
7э класс (исследование проведено после вводной лекции на тему Александро-Невской лавры):
Привлекает как большая наглядность к рассказу учителя, прогулка, где можно выразить свои мысли и задать появившиеся вдруг вопросы – 75%
Идея прогулки во внеурочное время меня не привлекла – 20%
2 вопрос:
7б класс:
С именем Александра Невского монастырь связывают – 100%
опрошенных.
Поверхностный рассказ (как правило «видел - не видел», «там еще икона такая есть») об объектах, находящихся в Александро-Невской лавре могут дать – 60%
Отдельно об одном объекте комплекса могут рассказать – 5%
Учитель расставляет определенные акценты, задает наводящие вопросы, касающиеся архитектуры, истории, устройства средневековых монастырей (пройденная тема) сделать выводы и прокомментировать объект, на который сделан акцент могут – 70%
Таким образом можно оценить усвоение прошлой темы.
Определенные особенности истории монастыря вызвали удивление у – 5%
Часто бывают на территории парка Александро-Невской лавры (через выходные) живущие неподалеку ученики, это – 20%
Мешает частому посещению лавры жилье в другом районе, но бывать чаще хотелось бы – 20%
На материале этих ответов можно судить о уровне заинтересованности, прилежании.
Мешает частому посещению лавры жилье в другом районе, но по этой же причине часто здесь бывать не очень рационально, ведь существует много других интересных памятников – 50%
10% затрудняются с ответом.
Примерно аналогичные результаты дал и 7б класс
7а класс (прослушавший лекцию на тему):
В памяти сразу всплывает урок, поэтому на вопрос, на сколько вам знаком монастырь могут ответить довольно легко могут – 60%
На материале этих ответов можно оценить педагогическое мастерство учителя.
Вывод: Учитель, стремящийся подкрепить свои уроки экскурсионным материалом, необходим для а) лучшего усвоения программы и б) для повышения мотивации ученика в получении знаний.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.