Но, пожалуй, самым разрушительным для предмета МХК является то, что такой учебник прививает стойкое представление о допустимости и естественности подобных подмен. Зачастую и сам учитель не отдает себе отчета в том, что искусство живет на страницах учебника в переработанном виде (как «чужой» текст, иллюстрация), тогда как подлинная его жизнь — в музеях, в концертных залах, на улицах и площадях, то есть в тех центрах, где про ходит общественная жизнь ребенка.
Взвесим «за» и «против»
Если читатель добрался до заголовка этой части статьи, то в его воображении наверняка возник образ беспристрастной дамы с весами, которой и предстоит огла сить взвешенное решение. Но прежде чем довериться этой даме, мы предлагаем чи тателям журнала «Искусство в школе» поразмышлять над этой проблемой в логике, предложенной авторами статьи. Воз можно, коллективный разум подскажет иные аргументы «за» и «против».
Мнения, суждения, критические замечания, комментарии помогут избежать механического взвешивания доводов «за» и «против». Ведь речь идет не о количестве аргументов, а о последовательном соотнесении аргументов и контраргументов, тезисов и антитезисов.
Опыт практиков скорректирует исключительно «теоретический вес» аргументов, не подкрепленный практическими решениями. Напомним, что смысл наших размышлений не в игре ума теоретиков, а в обогащении живой школьной жизни общением с книгой, понятной учителям и интересной детям.
Искусство в школе – 3/2005
Существующие варианты учебников не всегда отвечают требованиям практикующих учителей, хотя для многих — подспорье в работе.
Нужен ли учебник курсу МХК?
В опрос, вынесенный в заглавие, представляется нам вопросом из «чистой абстрактной педагогики», если, конечно, таковая имеется. Система образования уже первым своим словом подразумевает наличие довольно жестких ограничений, стандартов, проверок, оценок и т.п., с чем каждый работающий учитель имеет дело ежедневно. Тезис «Нет учебника — нет предмета! - имеет под собой реальную почву в виде приказов и постановлений Министерства образования. Сегодняшняя ситуация на уровне департаментов образования еще жестче: «Нет бесплатного учебника — нет предмета!<>, а творческие искания учителей, «не скованных никакими шаблонами», возможны лишь в случае, когда умная администрация с умеет обходить эти ограничения различными полулегальными способами.
На сегодняшний день комплект бесплатных учебников лишь один, в следующем году ожидается, правда пополнение учебниками Л.Рапацкой для Х—ХI классов, но эти комплекты, к сожалению, иллюстрируют все опасения Л.Ванюшкиной и Л.Копылова.
Так что задача написания учебника стоит остро, но гораздо острее другая: чтобы «хороший» учебник попал в бланки заказа
Соображения на тему «Каким не должен быть учебник по МХК»
Полностью разделяем мнение авторов статьи: учебник не должен содержать некачественные цветные репродукции, пред почтительнее даже, на наш взгляд, черно- белые рисунки и фотографии.
Проблему иллюстраций, хочется верить, частично поможет решить распространение компьютерной и проекционной техники. Теперь один диск может содержать не только все иллюстрации к годовому курсу МХК, но и все необходимые музыкальные фрагменты.
Учебник не должен содержать только лекционный культурологический текст и не сколько вопросов по этому тексту. Хорошо бы, чтобы вместе с материалом он содержал несколько вариантов построения урока с данным материалом (чтобы учитель мог выбрать и соотнести этот выбор с особенностями своих учеников) и обязательно большое количество различных заданий, как индивидуальных, так и групповых, чтобы учителю легче было организовать общение детей с искусством и по поводу искусства.
Учебник не должен быть подобен энциклопедии, где десятки фамилий теснятся на одной странице, всю историю культуры сводя к простому перечислению. К сожалению, этот принцип легко перенимается детьми, и они начинают думать, что культура — это просто сумма имен и фактов.
Хочется добавить соображения об исполь зовании учебника для домашних заданий. Предмет МХК предусматривает домашнее чтение произведений зарубежной литерату ры. Мало у кого дома найдется Шиллер и Гете, Вольтер и Уайльд, да и в школьной библиоте ке если и есть подобные книги, то, как правило, в одном экземпляре. Поэтому учебник должен либо содержать хрестоматию, либо иметь соответствующее приложение.
В заключение отметим, что нашим со ображениям в большей степени отвечают следующие учебные пособия: А.М.Вачь янц «Вариации прекрасного», Л.М.Ва нюшкина, Л.Ю.Копылов «МХК. Век Просвещения» Рабочая тетрадь, книги Н.В. и Е.В.Мирецких.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.