Купцы второй гильдии начала XVIII века покупали годовую лицензию за пятьсот рублей – очень немалые тогда деньги. Они могли свободно торговать внутри страны. Первогильдейское же купечество было в особом почете. Непомерно дорогая лицензия позволяла им вести дела в том числе и за границей. Уже в XIX веке они приглашались на бал ко двору, могли носить шпагу и при большом желании даже получить дворянский титул. Кстати сказать, купечество всегда было неравнодушно к высшему сословию. Сюда стремились. Стремились попасть в круг, раскрыть для себя сокровенную тайну дворянского мира. Действительно, чем люди крепкого достатка хуже голубокровых мотов? Тем не менее, знакомство с представителем дворянства или присутствие его на праздничном обеде считалось огромной честью даже для самого богатого купца.
Лекция 2. Быт русского купечества: Дело и Дом
А) Интерьер и прислуга.Обстановка купеческого дома отличается стилевым разнобоем. Массивная мебель из красного дерева соседствует с легковесными копиями фламандских картинок. Подробнее о мебелировке см. с. 13 <Здесь и далее использованы ссылки на цитаты из воспоминаний Г.Т Полилова (Северцева), Н.А. Лейкина и девицы Юлии Полиловой по изд.: Петербургское купечество в XIX в. – СПб.: Гиперион, 2003. – 352 с.>
По хозяйству помогали дети. Прислуги держали мало: экономия – один из главных принципов жизни купца. Потому – все в рамках правил. Потому и не пили купцы. Купец-пьяница – персонаж антимещанского анекдота. Только кухарка да няня были на услужении у купца. Причем, трапезничали они в кругу семьи, что очень показательно как проявление христианских жизненных установок купца.
Б) Семья. Воспитание детей. Детей в купеческой семье много. Обычно – от 6-и до 8-и. Религиозным воспитанием, как ни странно, занималась мать. Мать же учила грамоте. Объяснить тем, что отец семейства полностью отдан Делу.
Наказание как педагогический метод; подробнее см. с.15.
Чтение вслух, цитирование, пересказ как методы обучения и воспитания. Грех – чтение газет и «светских книг». Настольный том – «Домострой». Круг чтения – «Горе от ума», «Евг. Онегин» «Тысяча и одна ночь». Интересно, что для купца это – произведения одного порядка
Обучение и воспитание девочек – об этом на с.15 – 16.
Биржевые купцы могли взять гувернера.
Самообразование купеческих детей вопреки отцам – см. с.16. Вот, отчего совсем не долги купеческие династии.
В) Обеды и праздники.
Обедали сытно; пили квас, не вино. Повседневные обеды не отличаются изыском. По воскресеньям и в посты пеклись пироги аж с тремя начинками.
О праздниках (Новый год – см. с.18); С. 22 – о сервировке стола. Гротескное, народное начало.
Г) Распорядок делового дня.
Купец обладал великой работоспособностью. Дело жизни, ее смысл и наполнение – все это замыкается на торговле. Купец не работал: в первый день Пасхи, в Троицу и в Рождество. Содержали приказчиков для мелких поручений. Приказчик – непременно холостой (меньше поводов воровать). Как раз приказчики-то и пьянствовали (с.20), особенно после фоминого дня, когда получали от купца плату. Из-за того, что необходимо было рассчитаться с ним, купец работал тогда лишь полдня. В кабаке самая популярная игра приказчиков – бильярд («пыряло»).
Вставал купец на рассвете. Обедали дома (биржевые – по понятным причинам, редко). Ужин – в 20 – 21 час. Едят молча, если кто заговорил – ложкой по лбу.
Лекция 3. Эти удивительные купцы. Купеческая свадьба как сделка. Итоги курса.
А) Диковинные традиции купечества. Купцы любили драки. Азарт – в крови. Дрались сами и делали ставки на уличных драчунов. Любили бани. Суеверия: серьга в ухе, медный крест, чеснок и деготь в доме – к удаче в делах. Также хорошо кормить птиц – к богатой сделке. Последние считалось, что заключаются после Поста.
К 20-м годам XIX века наряду с обычными, традиционно одетыми купцами, появляются купцы, имитирующие облачение дворянина. Эти не носят бород (потому – «полированные»), предпочитают картузам котелки и т.д. (Подробно – с.21-22).
Б) Чудачества купцов. Заключались чаще всего в нарушении норм одежды и этикета. Примеры: в театральной ложе в халате. Сад Гранина: невольная пародия на дворянское поместье. Обязательно процитировать (с. 23)!
В)Купеческая свадьба. Свадьба – такое же «устроение дела». Сваха в роли маклера. Духов день (1 июня) как день первых смотрин невесты. (рассказ по восп. Юлии Полиловой, с.276 - 278). Последние смотрины (воспоминания Лейкина, с.25). Трагикомедия мещанской жизни. (с. 26 – процитировать обязательно!), с.308.
Итоги. Купеческая культура лоскутна, разнообразна, гротескна и – вместе с тем – необыкновенно жестко внешне структурирована. Закрыта и, опять же, постоянно желает войти в пространство культуры дворянской. Самостоятельна, но стремится потерять свою замкнутость. Она регулирует себя законом, который, однако распространяется лишь на чисто религиозную составляющую зачастую старообрядческой купеческой культуры. Купеческая культура является некоторым мостом между культурой народной и светской, и именно поэтому так противоречива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.