Давид и Ионафан, 1Цар. 20
В этой главе описывается дружба Давида и Ионафана — один из самых лучших примеров дружбы в Писании. Но будет неправильным свести разговор к теме дружбы. Здесь мы видим Бога, который использует людей, чтобы продолжать Свой план спасения. Иоанафан спасает помазанника Божьего, мессию, христа, от которого произойдёт истинный Мессия.
1: Саул уже покушался на жизнь Давида, ему пришлось бежать в Наваф, теперь он возвращается, чтобы попытаться разрешить конфликт через сына царя, Ионафана.
“ищет” — здесь в еврейском тексте используется причастие, что показывает продолжительность действия. Это тянется и теперь.
2: Ионафан считает, что он бы знал, если бы Саул твёрдо решил уничтожить Давида. Конечно, Ионафан уже помог Давиду избежать смерти (19:1-6), но он считал, что всё уже в прошлом.
5-7: Давид предлагает план, как выяснить истинное положение дел.
8: заключение завета: 18:3-4. Судя по всему, это некий обряд, который показывает связь между двумя людьми, взаимно взятые обязательства.
14-15: Давид, действительно, проявил милость к дому Иоанафана — см. 2Цар. 9.
31: Хотя Саул знает, что Господь отнял у него царство (15:23, 26), он надеется, что Иоанафан будет царствовать после него. Видимо, он не придаёт особенного значения этим словам, переданным через Самуила.
“обречён на смерть” — в еврейском “сын смерти”.
32: Иоанафан вновь пытается вразумить своего отца и царя.
Здесь можно обсудить, как относиться к поступку Иоанафана. Формально он солгал отцу, ведь Давид не отпрашивался на праздник в Вифлеем. Но какую заповедь он тут нарушил? Важно не только не убавлять от слова Божьего, но и не добавлять к нему. Восьмая заповедь — о лжесвидетельстве, которое наносит урон ближнему. Ионафан же, напротив, спасает Давида, и пытается удержать и своего отца от совершения греха — убийства невиновного.
Но более того, Иоанафан спасает помазанника Божьего, хотя, судя по всему, он не знает, что Давид помазан на царство. И ещё больше: он спасает того, от кого произойдёт Христос.
Если мы упрекаем Иоанафана за ложь, то нам нужно упрекнуть и волхвов, которые не вернулись и не рассказали подробно Ироду, где находится Младенец Иисус.
Наконец, Ионафан не просто трусливо врёт и прячется в кусты. Он противостоит своему отцу, обличает и увещевает его, так что и свою жизнь подвергает опасности.
33: похоже, у Саула это уже вошло в привычку — бросать копья во всех неугодных.
42: Для Давида начинает время скитаний. В этом он также прообразует Христа, Которому негде было приклонить голову.
Вопросы:
1. Почему Ионафан поначалу сомневается, что Саул хочет убить Давида? Он думает, что отец открыл бы ему этот замысел.
2. Как Саул реагирует на слова Иоанафана о том, что Давид ушёл в Вифлеем? Почему?
3. Почему Саул испытывает такую неприязнь к Давиду? Он видит в нём своего “конкурента” — ст.31.
4. Кто, на самом деле, отбирает царство у Саула? Бог. Это было в 15 главе, которую мы изучали.
5. Что Ионафан отвечает своему отцу?
6. Ионафан обманул Саула, сказав, что Давид ушёл в Вифлеем. Был ли это грех? Вопросы для прояснения этой ситуации: Какая заповедь запрещает обман? Для чего Иоанафан обманывает? Как он ведёт себя в разговоре с отцом?
7. Кого спасает Иоанафан? Что мы знаем о Давиде? Здесь нужно, чтобы дети вспомнили, что Давид был избран Богом и помазан на царство. Затем можно сказать, что “помазанник” по-еврейски — мессия.
8. Можете ли вы вспомнить, когда Бог, также через человека спасает главного Мессию, Иисуса Христа? Иосиф, увозящий Младенца Христа в Египет.
9. Давид уже помазан на царство. Похоже ли, что у него царская жизнь? Никого не напоминает?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.