13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сравните две эти молитвы.
«Боже, благодарю Тебя, что я...»
«Боже, будь милостив ко мне, грешнику...»
Оба обращаются к Богу, но в первом случае перед нами главное лицо – фарисей, а во втором – Бог.
И оба они – и фарисей, и мытарь – получат то, что просили. Первый – Закон. Второй – Евангелие. Первый – невыносимую высоту, недостижимую цель, невозможный идеал. Но разве видит это гордый фарисей? Разве понимает он тщетность своих усилий «допрыгнуть» до Бога своими якобы «добрыми делами»? Нет... Если и видит он что, так это мытаря, стоящего в дверях. И радость его, фарисея, удостоверяет его гордыню – «я – не он!», как радость современных фарисеев, что требуют жестокости наказаний «кощунницам» удостоверяет их фарисейство и лицемерие.
«Я не таков, как прочие люди...» Это правда, уважаемый фарисей. Ты не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи... Они - грешники, а ты – чист и свят. И потому, когда придет к тебе в дом Иисус, ты даже не дашь Ему, бродяге, таз с водой, чтобы омыть ноги. Ты не таков, как этот мытарь, и поэтому его, а не тебя выберет Господь Себе в Апостолы. Тебе не нужен Христос с Его Евангелием, и потому, когда придет время, именно ты будешь искать против него обвинения в своем самом справедливом суде (помните? – «своим – все, прочим – закон») и твой голос будет слышен в праведной толпе у дворца Пилата: «Распни, распни Его!» И твоими руками будет брошен первый камень в диакона Стефана, и ты НИКОГДА не сможешь понять его, повторяющего слова распятого Учителя: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят...» Не ведают, поскольку ищут совсем другого. Не прощения грехов, а похвалы у Бога. Не милости, а суда. Впрочем, ни Божья похвала, ни суд им не нужен. У них есть льстивая людская похвала, а на суде им делать нечего ибо праведны они.
Не грабители, просто для блага тупого народа же они перераспределяют блага, ну и себя не забывают, ибо написано же: «Трудящийся достоин пропитания», а них просто хороший аппетит.
Не обидчики, просто они – за справедливость. За воздаяние. И слезы жен, детей и матерей – лишь малая цена того воздаяния, за которое они ратуют. Жаль, что нынче нельзя сжигать на площади! Вот где они бы милостиво спасали души еретиков, подбрасывая в костер хворост.
Не прелюбодеи. Они никогда не изменяют женам. Разве что иногда, допрашивая прелюбодеев, они досконально выносят на обозрение всю ту грязь, которую они так часто переживали внутри себя. А если они и оступаются... Вы же помните: «Своим – снисхождение, прочим – закон»
И они не убийцы, их руки чисты. Если они и приговаривали кого, так только конченых грешников. Кощунников и богохульников. Вот, одного даже распяли на кресте руками римлян. Впрочем, живущим лишь по закону придется признать – уговаривая Пилата, били себя кулаками в грудь: «Кровь Его на нас и на детях наших»
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Так было всегда. Гордые и надменные думали о себе, что они и есть соль земли и свет мира, а в Царство Божие входили смиренные и алчущие, блудницы и грабители, мытари и прокаженные. Они являли нам, что такое – милость Божия. Они доносили до нас свет Евангелия. Юродивый Франциск, говорящий с деревьями и птицами. Давший обет молчания в мире лжи иконописец Андрей Рублев. Противоставший бесам в кожаных куртках патриарх Тихон. Уехавший в Африку из сытой Европы Альберт Швейцер. Собравший в своей деревне молодежь из разных стран брат Роже. Моющая прокаженных в Калькутте мать Тереза. Помогающий заговорщикам против Гитлера пастор Бонхеффер. Умирающий от избиений гэбэшников за свои проповеди о свободе отец Ежи Попелушко. Взявший в руки пулемет, чтобы защищать суданских детей от рабства проповедник Сэм Чайлдэрс. Можно много и долго, очень долго перечислять этих людей, которые для мира были как сор, а для Царства Божьего стали светильниками.
Думая о том, что происходит в нашей стране, я вспоминаю слова бывшего фарисея, ставшего Апостолом: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха...» Еще не предел лицемерию и фарисейству гордо стоящих в храмах, еще наше сердце не сокрушено от осознания нашей собственной лени и гордыни.
Еще в нас живет это желание – судить других по закону, а нам – все по благодати.
Но будет и для нас предел. Для каждого из нас, в тот или иной момент жизни, когда у нас будет выбор – гордо стукнуть себя в грудь и сказать Богу: «Смотри, какой я!» или упасть на колени и заплакать: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику...»
На самом деле, ведь мы сами выбираем, чем оправдываться – видимостью закона (потому что Божиим Законом мы не можем оправдаться, только его подделкой) или реальностью Евангелия. Может быть, потому нас все меньше ходит в церковь, что Господь ставит нас перед этим выбором? Да, мы можем перестать ходить в церковь, но выбор мы все равно делаем L
А Бог не заставляет нас выбирать «правильно». Его любовь к нам не допускает насилия. Он готов лишь ждать нас в полупустой церкви и каждый раз поднимать нас и обнимать, как блудных сыновей. И здесь, у алтаря, давать нам Свое прощение, Свое спасение и Свою веру. И только так, через благодать учимся и мы любить и прощать наших ближних...
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Аминь.
Абакан, Саяногорск, 2012
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.