Суд и милость/ Проповедь на 11 воскресенье после Троицы, 2012, страница 2

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сравните две эти молитвы.

«Боже, благодарю Тебя, что я...»

«Боже, будь милостив ко мне, грешнику...»

Оба обращаются к Богу, но в первом случае перед нами главное лицо – фарисей, а во втором – Бог.

И оба они – и фарисей, и мытарь – получат то, что просили. Первый – Закон. Второй – Евангелие. Первый – невыносимую высоту, недостижимую цель, невозможный идеал. Но разве видит это гордый фарисей? Разве понимает он тщетность своих усилий «допрыгнуть» до Бога своими якобы «добрыми делами»? Нет... Если и видит он что, так это мытаря, стоящего в дверях. И радость его, фарисея,  удостоверяет его гордыню – «я – не он!», как радость современных фарисеев, что требуют жестокости наказаний «кощунницам» удостоверяет их фарисейство и лицемерие.

«Я не таков, как прочие люди...» Это правда, уважаемый фарисей. Ты не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи... Они  - грешники, а ты – чист и свят. И потому, когда придет к тебе в дом Иисус, ты даже не дашь Ему, бродяге, таз с водой, чтобы омыть ноги. Ты не таков, как этот мытарь, и поэтому его, а не тебя выберет Господь Себе в Апостолы. Тебе не нужен Христос с Его Евангелием, и потому, когда придет время, именно ты будешь искать против него обвинения в своем самом справедливом суде (помните? – «своим – все, прочим – закон») и твой голос будет слышен в праведной толпе у дворца Пилата: «Распни, распни Его!» И твоими руками будет брошен первый камень в диакона Стефана, и ты НИКОГДА не сможешь понять его, повторяющего слова распятого Учителя: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят...» Не ведают, поскольку ищут совсем другого. Не прощения грехов, а похвалы у Бога. Не милости, а суда. Впрочем, ни Божья похвала, ни суд им не нужен. У них есть льстивая людская похвала, а на суде им делать нечего ибо праведны они.

Не грабители, просто для блага тупого народа же они перераспределяют блага, ну и себя не забывают, ибо написано же: «Трудящийся достоин пропитания», а них просто хороший аппетит.

Не обидчики, просто они – за справедливость. За воздаяние. И слезы жен, детей и матерей – лишь малая цена того воздаяния, за которое они ратуют. Жаль, что нынче нельзя сжигать на площади! Вот где они бы милостиво спасали души еретиков, подбрасывая в костер хворост.

Не прелюбодеи. Они никогда не изменяют женам. Разве что иногда, допрашивая прелюбодеев, они досконально выносят на обозрение всю ту грязь, которую они так часто переживали внутри себя. А если они и оступаются... Вы же помните: «Своим – снисхождение, прочим – закон»

И они не убийцы, их руки чисты. Если они и приговаривали кого, так только конченых грешников. Кощунников и богохульников. Вот, одного даже распяли на кресте руками римлян. Впрочем, живущим лишь по закону придется признать – уговаривая Пилата, били себя кулаками в грудь: «Кровь Его на нас и на детях наших»

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Так было всегда. Гордые и надменные думали о себе, что они и есть соль земли и свет мира, а в Царство Божие входили смиренные и алчущие, блудницы и грабители, мытари и прокаженные. Они являли нам, что такое – милость Божия. Они доносили до нас свет Евангелия. Юродивый Франциск, говорящий с деревьями и птицами. Давший обет молчания в мире лжи иконописец Андрей Рублев. Противоставший бесам в кожаных куртках патриарх Тихон. Уехавший в Африку из сытой Европы Альберт Швейцер. Собравший в своей деревне молодежь из разных стран брат Роже. Моющая прокаженных в Калькутте мать Тереза. Помогающий заговорщикам против Гитлера пастор  Бонхеффер. Умирающий от избиений гэбэшников за свои проповеди о свободе отец Ежи Попелушко. Взявший в руки пулемет, чтобы защищать суданских детей от рабства проповедник Сэм Чайлдэрс. Можно много и долго, очень долго перечислять этих людей, которые для мира были как сор, а для Царства Божьего стали светильниками.

Думая о том, что происходит в нашей стране, я вспоминаю слова бывшего фарисея, ставшего Апостолом: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха...» Еще не предел лицемерию и фарисейству гордо стоящих в храмах, еще наше сердце не сокрушено от осознания нашей собственной лени и гордыни.

Еще в нас живет это желание – судить других по закону, а нам – все по благодати.

Но будет и для нас предел. Для каждого из нас, в тот или иной момент жизни, когда у нас будет выбор – гордо стукнуть себя в грудь и сказать Богу: «Смотри, какой я!» или упасть на колени и заплакать: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику...»

На самом деле, ведь мы сами выбираем, чем оправдываться – видимостью закона (потому что Божиим Законом мы не можем оправдаться, только его подделкой) или реальностью Евангелия.  Может быть, потому нас все меньше ходит в церковь, что Господь ставит нас перед этим выбором? Да, мы можем перестать ходить в церковь, но выбор мы все равно делаем L

А Бог не заставляет нас выбирать «правильно». Его любовь к нам не допускает насилия. Он готов лишь ждать нас в полупустой церкви и каждый раз поднимать нас и обнимать, как блудных сыновей. И здесь, у алтаря, давать нам Свое прощение, Свое спасение и Свою веру. И только так, через благодать учимся и мы любить и прощать наших ближних...

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Аминь.

Абакан, Саяногорск, 2012