Теоретические сведения для студентов специальностей «Экономика и организация производства», страница 3

·  теория прототипов (класс определяется одним объектом-прототипом, и новый объект можно отнести к классу, при условии, что он наделен сходством с прототипом).

Взаимодействие классов и объектов как в ООА, так и в объектно-ориентированном проектировании рассматривается обычно в двух измерениях: логическом (физическом) и статическом (динамическом). Оба этих аспекта необходимы для определения структуры и поведения объектной системы.

1.2. Объектно-ориентированное проектирование

Под проектированием обычно понимают процесс создания описаний нового или модернизируемого объекта (изделия, процесса), достаточных для изготовления или реализации этого объекта в заданных условиях.

В классической теории проектирование определяют как процесс, заключающийся в преобразовании исходного описания в окончательное на основе выполнения комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера. Проектирование сложных объектов базируется на следующих основных принципах:

·  декомпозиция и иерархичность описаний объектов;

·  многоэтапность и итерационность проектирования;

·  типизация и унификация проектных решений и средств проектирования.

Объектно-ориентированное проектирование – методология проектирования, соединяющая в себе процесс объектной декомпозиции и приемы представления как логической и физической, так статической и динамической модели проектируемой системы.

Логическое представление описывает перечень и смысл ключевых абстракций и механизмов, определяющих предметную область и архитектуру системы, физическое – конкретную программно-аппаратную платформу реализации системы.

Отдельные проекции (ракурсы) моделей отображаются при помощи диаграмм. В проектировании используются следующие диаграммы:

диаграмма классов;

диаграмма объектов;

диаграмма модулей;

диаграмма процессов.

Первые две диаграммы – часть логического представления системы, потому что они служат для описания ключевых абстракций проекта. Последние две – часть физической структуры системы, потому что они описывают конкретные программные и аппаратные компоненты реализации проекта.

Все четыре диаграммы являются статическими. Для описания динамической модели используются дополнительные диаграммы:

диаграммы переходных состояний;

временные диаграммы.

1.3. Объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование (ООП) – методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования.

Процесс ООП – поступательный и итеративный:

идентификация классов и объектов данного уровня абстракции;

идентификация семантики классов и объектов;

идентификация связей между классами и объектами;

использование классов и объектов.

Проектирование и последующая поддержка проrраммноrо обеспечения включает несколько этапов (эти этапы называются жизненным циклом проrраммноrо продукта software's life cycle):

1) разработка спецификации (specification);

2) проектирование или конструирование проrраммы ( design);

3) доказательство Правильности проекта (verification);

4) кодирование, т. е. описание проrрамм на языке проrраммирования (coding);

5) отладка и проверка правильности проrрамм (debugging and testing);

6) доработка и улучшение Проrрамм (refining);

7) производство окончательноrо проrраммноrо продукта (production);

8) поддержка проrраммноrо продукта в процессе ero использования (maintenance).

Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.

На первом этапе детально анализируется основная цель разработки проrраммы и составляется подробное описание всех действий, которые она должна выполнять. Такое coдepжательное описание называется спецификацией. При разработке спецификации необходимо дать ответы на следующие вопросы [3]:

·  какими должны быть входные данные;