включает в себя сравнение полученных фактических результатов с требуемыми.
Прежде всего необходимо отметить, что имеется в виду контроль не за деятельностью каждого члена коллектива в отдельности, в смысле контроля за тем, чтобы он работал четко, как предписано, без всякой инициативы с его стороны. Здесь речь идет о контроле за деятельностью организации в целом.
Оперативный контроль ведётся за производственно-хозяйственной деятельностью организации, соблюдением технологии, качеством продукции и т.п. Стратегический контроль нацелен на показатели эффективности работы - производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и др.
Заключительный контроль. Он включает в себя сравнение достигнутого результата с планируемым и предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон .
Необходимо, также, отметить, что заключительный контроль имеет очень важные функции:
- заключительный контроль помогает руководителям, на основании имеющейся информации, прогнозировать и планировать аналогичные виды работ в будущем;
- заключительный контроль способствует мотивации. Измеряя полученные результаты, руководство может объективно оценивать и вознаграждать сотрудников, успешно справившихся со своей работой; - способствует аттестации всех видов ресурсов для последующих работ.
4.3. Типы контроля
Всего насчитывают 4 типа контроля , осуществляемых управленцами различных условий . К ним относятся:
1) производственный контроль ;
2) контроль запасов;
3) контроль качества;
4) управленческий контроль;
Производственный контроль. Задача производственного контроля состоит в обеспечении нормального функционирования всех элементов организации как социо-технической системы - трудовых ресурсов, техники, технологий, финансов.
Производственный контроль включает в себя 5 основных функций:
1) маршрутизацию , т.е. распределение видов и последовательности производственных операций потоков сырья и материалов ;
2) загрузку , т.е. распределение объемов работ по бригадам , отдельным линиям и механизмам ;
3) создание производственного графика , т.е. определение времени . отводимого на отдельные рабочие операции и их координацию ;
4) диспетчирование , т.е. соблюдение производственного графика из-за отсутствия нужного количества работников , транспорта;
5) отправка ,т.е. упаковка, складирование и транспортировка продукции на склады к потребителям;
Контроль запасов. Контроль запасов представляет собой регулировку количества и ассортимента товаров , сырья и комплектующих , используемых в процессе производства .Этот контроль выполняется штабными функциями и ориентирован на получение информации : сколько должно быть запасов , какой должна быть система учета , чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия.
Контроль качества. Контроль качества осуществляется в каждой организации , выпускающей товары и услуги , однако происходит по разному , в зависимости от характера производства .Чаще всего контроль задумывается как мониторинг ( слежение ) , целью которого является соблюдение определенных параметров . Чаще всего мониторинг применяется в качестве средства регулировки сложных технологических процессов.
Контроль качества может быть :
- тотальным - когда в процессе сверх дорогого и сверх сложного изделия проверяется каждый элемент и причем неоднократно;
- минимальным - когда дело касается производства несложных давно освоенных изделий ( контрольной проверке подвергается лишь малая часть продукции ), т.к. более тщательный контроль качества этой продукции по своей стоимости превысит низкую стоимость данной продукции.
Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы.
4.5. Понятие и методы эффективного контроля
В процессе создания и осуществления системы контроля в организации, менеджер обязан придерживаться четырех правил :
1. Устанавливать высокие, но разумные стандарты и нормы.
2. Избегать чрезмерного контроля, иначе все внимание работников будет приковано к проверкам, а не к основной работе.
3. Вознаграждать работников за достижение установленных стандартов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.