Виды информационных систем, их создание и классификация. Корпоративные (интегрированные) информационные системы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

информационно-поисковые системы ¾ Information Retrieval System, IRS;

¾ системы автоматизированного обучения ¾ Education Information System, EIS и др.

Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяются:

¾ АСУП ¾ автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций;

¾ АСУ ТП ¾ автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции;

¾ САПР ¾ системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции и др.

ИС менеджмента в качестве компонентов включает другие специализированные ИС, предназначенные для:

¾ автоматизации делопроизводства ¾ Office Automation System, OAS,

¾ поддержки принятия решений ¾ Design Support System, DSS,

¾ формирования знаний системы управления ¾ Knowledge Base System, KBS и др.

Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования, так называемые корпоративные стратегические системы ¾ Enterprise Strategic System, ESS. В ИС поддержки принятия решений нашли применение технологии OLAP (оперативного анализа и обработки данных), полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (DataMining), моделирования бизнес-процессов.

В современных ИС менеджмента значительна роль и ИС искусственного интеллекта ¾ Artificial Intelligence System, AIS. Эти ИС поддерживают естественно-языковый интерфейс для пользователей (специалистов по формализации знаний), предоставляют методы искусственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач. Ядром AIS является база знаний (Knowledge Base ¾ KB), которая используется для формирования новой информации путем логического вывода. Для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, средства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди AIS наибольшее распространение получили экспертныесистемы (ЭС), с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы. Другие примеры AIS:

¾ ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД);

¾ нейронные сети;

¾ ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования и др.

3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы

В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих информационных систем, имеющих собственные названия.

Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать: по уровням (рис. 3.2-1), по базовым функциям управления (рис. 3.2-2), по процессам обработки информации (рис. 3.2-3).

Рис. 3.2-1. Стратификация ИТ по уровням управления в КИС

Рис. 3.2-2. Стратификация ИТ по базовым функциям

Рис. 3.2-3. Стратификация ИТ по операциям

Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System ¾ ESS) предназначены для оказания помощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе поддержки принятия стратегических решений. ESS учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех информационных систем предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Их назначение ¾ приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.

Для функционирования ESS необходимо:

¾ создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры;

¾ создание и внедрение новых форм и методов управления на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством;

¾ кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения;

¾ введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов;

¾ автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы;

¾ создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми

Похожие материалы

Информация о работе