информационно-поисковые системы ¾ Information Retrieval System, IRS;
¾ системы автоматизированного обучения ¾ Education Information System, EIS и др.
Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяются:
¾ АСУП ¾ автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций;
¾ АСУ ТП ¾ автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции;
¾ САПР ¾ системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции и др.
ИС менеджмента в качестве компонентов включает другие специализированные ИС, предназначенные для:
¾ автоматизации делопроизводства ¾ Office Automation System, OAS,
¾ поддержки принятия решений ¾ Design Support System, DSS,
¾ формирования знаний системы управления ¾ Knowledge Base System, KBS и др.
Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования, так называемые корпоративные стратегические системы ¾ Enterprise Strategic System, ESS. В ИС поддержки принятия решений нашли применение технологии OLAP (оперативного анализа и обработки данных), полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (DataMining), моделирования бизнес-процессов.
В современных ИС менеджмента значительна роль и ИС искусственного интеллекта ¾ Artificial Intelligence System, AIS. Эти ИС поддерживают естественно-языковый интерфейс для пользователей (специалистов по формализации знаний), предоставляют методы искусственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач. Ядром AIS является база знаний (Knowledge Base ¾ KB), которая используется для формирования новой информации путем логического вывода. Для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, средства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди AIS наибольшее распространение получили экспертныесистемы (ЭС), с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы. Другие примеры AIS:
¾ ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД);
¾ нейронные сети;
¾ ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования и др.
3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих информационных систем, имеющих собственные названия.
Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать: по уровням (рис. 3.2-1), по базовым функциям управления (рис. 3.2-2), по процессам обработки информации (рис. 3.2-3).
Рис. 3.2-1. Стратификация ИТ по уровням управления в КИС
Рис. 3.2-2. Стратификация ИТ по базовым функциям
Рис. 3.2-3. Стратификация ИТ по операциям
Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System ¾ ESS) предназначены для оказания помощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе поддержки принятия стратегических решений. ESS учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех информационных систем предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Их назначение ¾ приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Для функционирования ESS необходимо:
¾ создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры;
¾ создание и внедрение новых форм и методов управления на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством;
¾ кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения;
¾ введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов;
¾ автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы;
¾ создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.