Место истории в системе социогуманитарного образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

Новосибирск

2005


Учебно-методический комплекс подготовлен доцентами Угроватовым А.П., Петренко М.С.

Утвержден на заседании кафедры общественных наук Протокол №____        от        __________________ 2005 г.

Заведующий кафедрой, доцент, к.ф. н.                                                                                      И.

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ Протокол №_____ от      _______  ___________ 2005 г.

Председатель методической комиссии, доцент                                                                                  

Настоящий    учебно-методический комплекс    разработан    на    основе    государственного образовательного     стандарта     по     специальности     “Юриспруденция” предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.


I. Организационно – методический раздел

1.    Цель курса

Цель курса - дать представление студентам-юристам об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показатьместо истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий. Продемонстрировать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Осветить проблемы и рассмотреть те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России на рубеже ХХ – XXI веков.

2.   Задачи курса

Программа по Отечественной истории составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГСЭ.Ф.03) и предполагает изучение следующих проблем:

·  Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения   истории.   Понятие   и   классификация   исторических   источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторических наук.

·  История России - неотъемлемая часть Всемирной истории. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности.

·  Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

·  Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

·  Особенности и основные этапы экономического развития России ХIХ в.

·  Россия XX в. Мировая война и общенациональный кризис. Революции 1917 г. и ее последствия. СССР накануне и в период второй мировой войны.


Попытки осуществления политических и экономических реформ в послевоенный период. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 1960 – 1980 гг.: нарастание кризисных явлений. Распад СССР. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности.

3. Место истории в системе социогуманитарного образования

Наряду с другими общественными науками история выступает важным моментом в формировании общегуманитарной составляющей в подготовке специалистов-юристов. Исторические знания позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, дают возможность целостно видеть современный мир, анализировать текущие события и факты. Изучение истории является основой для изучения теории и истории государства и права, социологии, философии, истории конституционализма РФ и др.

4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Всестороннее   и   систематическое   изучение   основных   исторических проблем    Российского    государства    выводит студентов   на    понимание  динамики исторических событий, их роли в развитии и судьбах отечества, позволяет овладеть методологией и методикой анализа текущих событий в мире, регионе и обществе, прогнозировать вероятные изменения в будущем.

В ходе учебного процесса студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат науки, знать исторические школы и течения, сущность и содержание исторических событий на том или ином этапе существования России, действий государственных и общественных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
204 Kb
Скачали:
0