ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”
Новосибирск
2005
Учебно-методический комплекс подготовлен доцентами Угроватовым А.П., Петренко М.С.
Утвержден на заседании кафедры общественных наук Протокол №____ от __________________ 2005 г.
Заведующий кафедрой, доцент, к.ф. н. И.
Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ Протокол №_____ от _______ ___________ 2005 г.
Председатель методической комиссии, доцент
Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности “Юриспруденция” предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.
I. Организационно – методический раздел
1. Цель курса
Цель курса - дать представление студентам-юристам об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показатьместо истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий. Продемонстрировать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Осветить проблемы и рассмотреть те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России на рубеже ХХ – XXI веков.
2. Задачи курса
Программа по Отечественной истории составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГСЭ.Ф.03) и предполагает изучение следующих проблем:
· Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторических наук.
· История России - неотъемлемая часть Всемирной истории. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности.
· Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
· Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
· Особенности и основные этапы экономического развития России ХIХ в.
· Россия XX в. Мировая война и общенациональный кризис. Революции 1917 г. и ее последствия. СССР накануне и в период второй мировой войны.
Попытки осуществления политических и экономических реформ в послевоенный период. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 1960 – 1980 гг.: нарастание кризисных явлений. Распад СССР. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности.
3. Место истории в системе социогуманитарного образования
Наряду с другими общественными науками история выступает важным моментом в формировании общегуманитарной составляющей в подготовке специалистов-юристов. Исторические знания позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, дают возможность целостно видеть современный мир, анализировать текущие события и факты. Изучение истории является основой для изучения теории и истории государства и права, социологии, философии, истории конституционализма РФ и др.
4. Требования к уровню освоения содержания курса:
Всестороннее и систематическое изучение основных исторических проблем Российского государства выводит студентов на понимание динамики исторических событий, их роли в развитии и судьбах отечества, позволяет овладеть методологией и методикой анализа текущих событий в мире, регионе и обществе, прогнозировать вероятные изменения в будущем.
В ходе учебного процесса студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат науки, знать исторические школы и течения, сущность и содержание исторических событий на том или ином этапе существования России, действий государственных и общественных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.