14. Основные этапы развития римского права. Источники римского права.
Римское право выражает эксплуататорскую сущность рабов-го общ-ва. Однако оно стало первым всемирным правом общ-ва, состоящего из товаропроизводителей.
Основной всех этих отношений - институт частной собственности и другие связанные с ним институты вещного прав, получившие очень большое развитие в римском праве. Благодаря этим особенностям римское право оказало заметное, громадное влияние на право европейских народов, особенно –когда в недрах феод-го общ-ва стали зарождаться буржуазные отнош-я, и в ряде стран стала происходить рецепция римского права, т.е. применение в практике этого права не в виде отдельных его положений , а как его системы в целом с изменениями, соответствующими новым общ-ым отнош-ям. Оно оказало также влияние на формирование буржуазного права.
Основные этапы развития римского права.
1. IV тыс. до н.э. – V в. н.э. – развитие рабовладельческого общества.
2. V в. - XVII – XVIII в. н.э. –феодализм.
3. XVIII в. н.э. - XIII в. н.э. – развитие буржуазного общества.
4. XX в. – новейшее время.
Источники.
В первый период развития римского права единственным его источником до середины 5 века были обычаи, которые ещё не отделялись от религии и нравственности. Хранители и толкователи обычаев –жрецы.
Закон становится источником римского права главным образом со времени издания сборника, известного под названием Законов XII таблиц, опубликование которого римская историческая традиция относит к 450 году до н. э.
Появление законов XII таблиц было вызвано борьбой патрициев с плебеями. Последние требовали записи обычаев, которые произвольно толковались патрициями, захватившими власть в государстве, во вред плебеям при устной передаче обычаев.
Развитие рабовладельческой системы, торгового оборота и включение в состав населения Римского государства новых народов внесли существенные изменения в источники римского права.
Законы XII таблиц с последующими изменениями и дополнениями и другие законы, принятые народным собранием, оказались далеко недостаточными как по своему объему, так и по содержанию.
Новыми и весьма важными источниками римского права во втором периоде его развития становятся эдикты магистратов.
Эдиктами назывались публичные объявления, провозглашавшиеся консулами, преторами и другими должностными лицами при вступлении в должность, правил, которыми эти магистраты предполагали руководствоваться в судопроизводстве.
Руководство правосудием сосредоточилось у преторов, поэтому наибольшее значение имели преторские эдикты.
Преторы выполняли обязанности блюстителей порядка и могли в отдельных случаях по соображениям целесообразности; или справедливости (aequitas) (конечно, в интересах господствующего класса) вносить изменения или направления в закон в процессе его применения. Для данного случая такое применение закона считалось изъятием из закона. Но потом такие изъятия делались чаще и становились постоянными, а закон уже оказывался «голым правом».
Например, с развитием торгового оборота сделки купли- продажи стали совершаться без требуемой законам сложной формальной процедуры, носившей название mancipatlo. Если в таких случаях недобросовестный продавец, получив деньги от покупателя, требовал от последнего возвращения вещи, ссылаясь на закон, то претор отказывал ему в иске по тем соображениям, что он в данном- случае делал изъятие из закона ввиду недобросовестности продавца (exceptio doli). Претор защищал также приобретателя вещи и от притязаний третьих лиц, пытавшихся отобрать вещь по тем же соображениям.
Из этих эдиктов выросла новая, отличная от цивильного права ветвь –право преторское.
В III веке н. э., когда эдиктом императора Каракаллы были предоставлены права римских граждан всему свободному населению Римской империи, произошло фактическое слияние квиритского права с «правом народов», что было юридически закреплено впоследствии в своде Юстиниана.
Во второй половине этого периода сам принцепс присваивает Себе полномочия издавать акты, имеющие силу закона. Такие акты назывались конституциями.
В этот период наблюдается расцвет юридической теории в Риме.
Еще в III веке до н. э. после допущения плебеев в коллегию понтификов первый понтифик из плебеев—Тиберий Корунканий сделал свои юридические консультации открытыми и доступными для всех. Юриспруденция после этого становится светской, что благотворно сказывается на теории и практике права. Понтифики считали себя передатчиками воли богов и не заботились о мотивировке своих консультаций. Светские юристы уже не только дают мотивировку своих консультаций, но и вдумываются в смысл, как отдельных юридических норм, так и целой их системы. Они устанавливают также общие принципы права (например, что закон не имеет обратной силы). Изучение греческой философии помогает римским юристам привести право в логическую систему. Юристы этого периода создают учение о различных типах гражданских отношений, оказавшее большое влияние на последующее развитие права в Европе. В этот период римская юридическая наука достигает высшей ступени своего развития. Поэтому данный период в истории римского права называют классическим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.