34. Рейхстаги и ландтаги в Германии. Особ-ти сословного представительства в Германии.
Рейхстаг и имперский суд. Кроме императора, были еще два имперских учреждения — рейхстаг и имперский суд.
Организация рейхстага с XIV века приобрела постоянный характер. Это учреждение (называвшееся также имперским сеймом) состояло из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей городов. Все эти коллегии заседали отдельно и собирались вместе только в каких-либо торжественных или исключительных случаях, но не для решения государственных дел.
С XVIIвека эти коллегии получили название имперских сословий или чинов (Reichsstande, status imperii).
Учрежденный в 1495 году имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права, которое с этого времени стало весьма широко применяться в судах Германии. Имперский суд должен был решать все дела на основании римского права (nach des Reichsgemeinen Rechte) и лишь во вторую очередь принимать во внимание «доброе немецкое право» (redliche, ehrbare und leidliche Ordnungen, Statuten und Gewohn-heiten), на которое ссылались стороны.
Однако наличие центральных учреждений не обеспечивало единства империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингента в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям (matricula) сообразно с силами страны, причем постоянно были жалобы на не соответствующие возможностям требования.
Не располагало имперское правительство и достаточными материальными средствами в имперской казне. Поэтому имперские учреждения не могли обеспечить выполнение своих решений, тем более, что они проводились одним из курфюрстов.
Ландтаги. В каждом отдельном государстве Германии тоже образовались сословия (чины), которые приобрели для себя известные привилегии и стали замкнутыми корпорациями.
Организация этих сословий отличалась большой пестротой. В большинстве государств образовались три замкнутые и совершенно независимые друг от друга курии: духовенства, рыцарей и горожан. Последние пользовались незначительным весом и существовали только там, где города получали особые привилегии. Собрания курий назывались ландтагами, которые окончательно сформировались в XIV веке. Права земских чинов были разнообразны. В большинстве случаев на их обязанности лежало обращаться к владельцам земель с различными ходатайствами и петициями. В принципе земские чины могли принимать участие в управлении страной, но на самом деле, если они и приглашались государями для Обсуждения государственных дел, то пользовались только совещательным голосом. Однако при решении вопросов о долгах страны согласие земских чинов было обязательным.
С XVII века по мере усиления в германских государствах абсолютизма значение ландтагов падает.
Правовое положение различных групп населения. К X веку Свободное население разделилось на две основных группы: податное сословие—крестьянство, и военное сословие — рыцарство. Рыцарство стало господствующим классом, который взял на себя функцию управления и военное дело, а крестьянство должно было содержать его своим трудом.
Рыцарство окончательно сложилось в XIII веке и превратилось в замкнутое сословие.
Рыцари считали единственным благородным делом военную профессию, презирали труд крестьян и ремесленников, высокомерно третировали торговцев. Звание рыцаря стало передаваться по наследству, даже если у рыцаря не было земли. Кто мог доказать свое происхождение от четырех рыцарских предков, считался рыцарем. Он мог требовать землю за свою службу («лен» — от нем. Lohn — награда) и не имел права заниматься земледелием, ремеслом и некоторое время торговлей.
Рыцарство разделялось по степени знатности и богатства на ранги. Саксонское и Швабское зерцалы свидетельствуют о том, что среди рыцарей было семь рангов по порядку расположения щитов (В войске (Heerschildorndnung). Представители различных разрядов занимали различное положение в государстве.
На первом месте стоял «король» (император). Его особа представляла первый ранг рыцарства. Во втором ранге находились «держатели ленов со скипетром» (Zepterlehnen) — высшие сановники духовенства, являвшиеся прямыми вассалами самого императора (архиепископы и аббаты). В третий ранг входили «держатели ленов со знаменем» (Fahnen-lehen) —непосредственные светские вассалы императора, или князья (Fursten), герцоги, пфальцграфы, ландграфы, маркграфы, графы. Четвертый ранг составляли вассалы князей — просто графы. В пятом ранге состояли «свободные господа» (liberi barones, freie Herren) — вассалы графов и князей, которые имели рыцарское звание по выслуге. Такие звания получали нередко бывшие свободные крестьяне или даже слуги феодалов (министериалы). В шестом ранге были вассалы этих свободных господ. Наконец, в седьмой ранг входили вассалы феодалов шестого ранга, которые назывались однощитными рыцарями (Einschildige). Они не могли иметь свиты и вассалов.
Следующую низшую группу феодального общества Германии составляли горожане (бюргеры) и свободные крестьяне. Бюргеры пользовались особыми городскими правами и некоторой автономией. Они платили налоги и выполняли определенные повинности, но податными не считались, так как город выполнял все повинности коллективно и каждый отдельный бюргер обложению не подлежал. Свободное крестьянство сливалось в общей массе податных людей (Pfleghafte или Schossbare Leute). Среди свободных крестьян находились такие, которые владели собственностью, не неся никаких повинностей перед феодалами (ал л о д и с т ы), и чиншевики, уплачивавшие за владение землей определенную сумму (ценз или чинш). Крестьянство было неоднородно и делилось на несколько слоев. Верхний — зажиточный слой (в Вестфалии, Фрисландии и Баварии), из которого подбирались судьи в общинных судах (шеффены), и низший слой — представители малоземельных крестьян (Mansler). Они занимались батрачеством и не были полноправными членами крестьянской общины.
Несвободные люди делились на к р е п о с т н ы х (homines advocati, Vogterleute, Horige) и холопов (servi, Leibeigene). Положение крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечно-маследственное держание земельные наделы (тяглые гуфы) и отбывали феодалам денежные и натуральные повинности, а также барщину. Нормы этих повинностей были фиксированы обычаем. Кроме того, крепостные уплачивали поголовный налог и пошлину при получении наследства. Иногда от них требовалась пошлина при вступлении в брак.
Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем и устанавливались по произволу господ. Холопы полностью зависели от своих господ. Впоследствии число холопов сократилось, так как их сажали на землю, приравнивая к крепостным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.