История экономических учений. Предмет и метод науки. Экономическая мысль, страница 3

Создал экономическую таблицу – первую теоретическую модель воспроизводства на макроуровне в рамках национальной экономики. Она показывала, каким образом ВВП, распределяется между тремя классами (полезные, те кто работает на земле, небесполезные, те кто владеет землей и бесплодные, т.е. все остальные) для того, чтобы процесс возобновился.

Главный недостаток таблицы в том, что она является по сути нереальной моделью простого воспроизводства по причине того, что чистый продукт создается только на земле, а все остальные на нем паразитируют.

А.Тюрго продолжил развивать концепцию физиократии. Нужно экспортировать чистый продукт, сырье, тогда у государства будет прибыль.

Предшественники Смита.

Джон Локк. Доказывал естественность буржуазного рассудка, т.е. предприниматель ведет себя рационально и рациональность эта не божественна, а естественна. Доказывал, что прибыль, банковский процент есть результат неоплаченного труда.

Д.Норт. Заложил основы теории процента классической школы, доказывая, что норма процента зависит далеко не от количества денег в обороте, а от уровня спроса и предложения на кредиты.

Давид Юм. Заложил основы количественной теории денег классической школы. Если денег в экономике становится больше, значит товары начинают выражаться в большем количестве денег, цены растут.

Джеймс Стюарт. Сделал попытку обобщить новые взгляды.

Учение Адама Смита. 1723-1790

Смит создавал теорию в условиях промышленного переворота в Англии. Смит не замечает фактор основного капитала. Уповает на мануфактуру. Двигатель прогресс это разделение труда.

Смит учился у Кенэ.

Кенэ имел либеральный взгляд на экономику, что является теорией невидимой руки. Он доказывает, что общество есть результат обмена субъектов благами, а тяга к обмену это врожденное свойство человека. Обмен происходит при условии, если человек получает нечто большее, чем отдает, следовательно в основе экономики лежит эгоизм, который и является этой невидимой рукой. Государство не может регламентировать отношения обмена, но должно уравновешивать эгоистическое и альтруистское начало. «Исследование о природе и причинах богатства народа»

Классическая школа – это чисто либеральная школа. Отличительна черта – трудовая теория стоимости, в основе всех богатств лежит труд. Закончила развиваться в 60-70–х годах 19в.

Теория Смита.

Теория денег. Деньги это великое колесо обмена. Главная их функция – средство обращения. Деньги – это стихия, которая развивается под воздействием разделения труда, а следовательно и обмена.

Центральная теория – трудовая теория ценностей. Ценность есть результат трудозатрат. Ценность определяется затраченным трудом.

Вторая теория. Ценность определяется трудом покупаемым. Покупатель мысленно представляет, сколько бы у него ушло труда на создание покупаемого товара.

Ценность можно определить через три фактора, создавшие ее: труд, капитал и земля, т.е. через зарплату, через прибыль и через землю.

Прибыль это результат неоплаченного труда, но она справедлива как компенсация за риск капитала.

Смит ввел две категории – основной и оборотный капитал. Никакой основной капитал без оборотного не приносит прибыль.

Теория ренты. Рента есть результат неоплаченного труда, но она справедлива, как компенсация за риск.

Смит вторым после Кенэ создал макромодель национальной экономики, доказывая, что ценность ВВП есть не что иное, как сумма совокупной заработной платы, прибыли и ренты.

Риккардо (1812-1873)

Завершил формирование теории Смита. В Англии завершался промышленный переворот. Риккардо отбросил доктрину на основе разделения труда и создал индустриальную концепцию.