10. Экзартикуляция пальца кисти по способу Фарабефа (10 мин). Подготовка и проведение операции те же. O6ocновывают адекватную форму кожного лоскута с учётом дополнительной рабочей поверхности. Обсуждают необходимость подпиливания латерального края головки пястной кости с косметической целью. Устно, по рисункам и таблицам, оценивают преимущества экзартикуляции I пальца по Мальгеню (S-образный лоскут).
11. Ампутация предплечья в нижней трети по способу манжетки (15 мин). Уточняют показания, расстановку членов хирургической бригады, положение конечности, обезболивание. Отграничивают операционное поле. Хирург раскрывает план операции. Производит разрез кожии выкраивает кожно-фасциальную манжетку, объясняя ее значение и состав входящих в нее тканей. Уточняют общие правила рассечения мышц с учетом сократимости. Осваивают прием защиты мягких тканей с помощью рассеченной марлевой полосы. Отпиливают кости с обработкой по апериостальному способу. Находят сосуды и нервы и обрабатывают их по общим правилам. Сшивают края кожи и фасций (без соединения мышц-антагонистов). На рентгенограмме и по рисункам уясняют принципы и анатомическую основу операции Крукенберга.
12. Трехмоментная ампутация плеча в нижней трети в модификации П.А. Куприянова (10 мин). Общий порядок разбора, подготовки и проведения тот же. Хирург раскрывает сущность модификации Куприянова (последовательное сечение тканей) и выполняет операцию, приобретая навыки владения специальным инструментарием. Обсуждают преимущества этого способа перед трехмоментной ампутацией по Пирогову (уменьшение степени травматизации нервных стволов.
13.Демонстрация видеофильма «Ампутация голени при минно-взрывной травме» (10 мин)
Подводится итог занятию. Обращается внимание на недооценку вопросов общей техники ампутации на экзаменах и большое практическое значение этого раздела в хирургии и травматологии. Для окончательной оценки за практическое занятие уточняется уровень усвоения следующих вопросов.
1. Каковы недостатки и достоинства лоскутных и циркулярных методов ампутации?
2. В чем преимущества кожно-фасниальных лоскутов перед другими?
3. Что входит в понятие «общая техника ампутаций» и каковы ее элементы?
4. Как обосновать преимущества апериостального метода обработки кости?
5.Как обосновать необходимость высокого отсечения нервов при ампутаций?
6. На чем основан более высокий опил малоберцовой кости при ампутации голени, особенно у детей?
7. В чем преимущества костнопластических ампутаций?
8. Какие нервы следует усекать, а сосуды перевязывать при ампутации на уровне средней трети плеча и где их найти?
9. Какие нервы усекают и сосуды перевязывают при ампутации на уровне средней трети предплечья и какова их топография?
10. Какой вид ампутациина пальцах наиболее оправдан?
11. Оправдано ли одномоментное сечение мышц при ампутации предплечья с манжеткой и чем определяется правильная техника?
12. В чем отличия обработки костей при ампутациифаланг пальцев в сравнении с ампутацией предплечья, плеча?
13. Почему невыгодно удалять головки II-IV пястных костей в косметических целях при вычленении пальцев?
Особые замечания
В процессе занятия обращается внимание слушателей на следующее.
1. Строгость показаний к ампутациям, подчеркивая, что они наносят больным и пострадавшим не только физическую, но и тяжелую психическую травму
2. Возможности профилактики порочных культей (правильная техника операции и последующее лечение, предупреждение инфекции и др.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.