Токсикозы беременности на ранних и поздних сроках

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 38

на тему:  Токсикозы беременности.

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 72

дата утверждения  2006-12-12

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


ТЕМА: ТОКСИКОЗЫ БЕРЕМЕННОСТИ

Учебные группы курсантов 4 курса 2,3,4,5 факультетов.

Учебные и воспитательные цели.

 Общая цель занятия : научить курсантов диагностике гестозов беременных ранних и поздних сроков и назначению патогенетического лечения .

Частные цели занятия:

а) на основании анамнестических, объективных и лабораторных данных научить диагностике гестозов 1 и 2 половины беременности, выявлению степени тяжести гестозов ;

б) обсудить основные методы лечения гестозов с учетом нозологической формы

Курсанты должны уметь:

1)  выявить явные и скрытые отеки ( произвести взвешивание беременных и определить динамику веса);

2)  измерить артериальное давление на обеих руках;

3)  определить белок в моче простейшим способом (путем кипячения с уксусной кислотой и пробы с сульфосалициловой кислотой);

4)  оценить состояние внутриутробного плода (выслушивание сердцебиения плода, ритм, частота, звучность тонов, цвет околоплодных вод);

5)  оценить предполагаемую массу внутриутробного плода.

6)  Поставить диагноз гестаза и предложить необходимый объем лечебно-диагностических мероприятий

Учебное время - 1 занятие - 4 часа.

 Учебно-материальное обеспечение:

1.  Беременная  с  гестозом.

2.  УЗИ аппарат с функцией доплерометрии.

3.  Кардиотокограф.

4.  Решение ситуационных  задач.

  Литература

Основная:

  1. Айламазян Э.К. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов. – СПб.: Специальная литература, 2004.
  2. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии/ Под.ред. Проф.Ю.В.Цвелева и д.м.н. В.Г. а. - СПб.:ООО "Издательство Фолиант", 2004.- 640с.

Дополнительная:

  1. Айламазян Э. К. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в акушерской практике. - 2-е изд., перераб. и доп.- СПб, 2002, 281с
  2. Лысенков С. П., Мясникова В. В., Пономарев В. В. Неотложные состояния и анестезия в акушерстве. Клиническая патофизиология и фармакотерапия. 2-е изд.— СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2004. - 600 с.
  3. Серов В.Н., Стрижаков А.Н., Маркин С.А. Руководство по практическому акушерству.- М.: ООО» Медицинские информационное агенство», 2002- 424 с.
  4. Шехтман М. М. Экстрагенитальная патология и беременность -Л.: Медицина, 2002, 225 с.
  5. Чернуха Е.А. Родовой блок.- М.: «Триада-Х», 2003- 533с.

Технические средства обучения:

    • Учебный стенд «Гестозы»

План проведения занятий и расчет учебного времени      

№№

Учебные вопросы

Время

(мин)

1.

Введение

15

2.

Контроль исходного уровня знаний

30

Перерыв

3.

Курация беременных и рожениц с гестозом

45

Перерыв

10

4.

Клинический разбор

45

Перерыв

10

5.

Решение ситуационных задач

40

6.

Подведение итогов

5

Частная методика преподавания

-  Заслушивание реферативных сообщений «Эволюция учения о гестозе. Роль отечественных акушеров».

-  Работа в малых группах

§  Присутствие при проведении УЗИ и доплеровского исследования состояния плода.

§  Выполнение амниоскопии

§  Выполнение кардиотокогрфии и клиническая  оценка данных.

-  Работа в дородовом отделении:

§  · курация беременной с гестозом 

-  Работа в родильном зале:

§   курация роженицы с гестозом 

1. Введение

Под гестозом понимают сложный нейрогуморальный патологический процесс, проявляющийся различными расстройствами функций центральной и вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также нарушением ряда обменных процессов, иммунного ответа и других функций организма беременной.

Необходимо отметить, что гестозы беременных, в том числе поздний, встречаются только у человека с его высокоразвитой нервной системой.

Гестозы беременных принято разделять на ранние и поздние. Ранние гестозы развиваются в первой половине беременности (обычно в первые 3-4 месяца), поздние гестозы развиваются чаще во второй половине беременности ( последние 2-3 месяца), однако начальные проявления могут отмечаться уже  с 14 недель беременности. Северо-запад является эндемической зоной развития гестоза.

К ранним гестозам или гестозам первой половины беременности относятся: рвота беременных, слюнотечение, дерматиты и  дерматозы. К более редким формам относятся: бронхиальная астма, тетания, анемия беременных, и др. формы патологии беременных. Дерматиты и  дерматозы, бронхиальная астма и анемия беременных могут встречаться как в первой, так и второй половине беременности.

Ранние гестозы встречаются в 2% по отношению ко всем беременным женщинам .

К поздним гестозам беременных относятся отеки беременных, преэклампсия легкой и тяжелой степени, эклампсия. Поздние гестозы чаще развиваются у женщин с различными соматическими заболеваниями (особенно часто при гипертонической болезни, хроническом пиелонефрите, сахарном диабете). Гестозы, развивающиеся на фоне уже существующих соматических заболеваний, носят названия "сочетанных гестозов". Их течение особенно неблагоприятно и плохо поддается общепринятой терапии. Известно, что поздний гестоз чаще развивается при перерастяжении матки во время беременности (многоводие, многоплодие, крупный, гигантский плод), а также у юных первородящих (до 18 лет) и первородящих старшего возраста (старше 30 лет).

Для ранних гестозов характерна потеря воды, снижение массы тела; для поздних - накопление жидкости в тканях, увеличение массы тела.

Клинические проявления гестозов беременных многообразны. Имеется общая симптоматология, объединяющая все виды гестозов беременных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
282 Kb
Скачали:
0