ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по культурологии
изд. БелНИУФЭ, 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Системно- методологические основания теории культуры.
Синергетика и мировоззрение. ( Д.И. )
Самоорганизация: принцип и механизмы. ( Л.Е. )
Раздел II. Система культуры ( Н.А. )
Функции и подсистемы
Знаковые системы
Субъекты системы культуры
Структура социокультурной системы
Раздел III. Механизмы культурных изменений ( Н.А. )
Культурные традиции и инновации
Структура и динамика цивилизационных систем
Проблемы социокультурной модернизации
Культурные изменения и глобальное моделирование
Раздел IV. Постмодернизм как феномен современной культуры (Э.А. )
Парадигма культуры
Личность и постмодернистское сознание
Типологические особенности постмодернистского искусства
АВТОРЫ:
к.ф.н. , к.ф.н. , ,
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
- доктор философских наук - кандидат философских наук
Учебное пособие предназначено для лекционной и семинарской работы преподавателей, студентов по курсу "Культурология", всем интересующимся проблемами теории культуры.
Культурология как научное направление и учебная дисциплина в настоящее время находится в стадии становления, уточнения предмета и методологии. Различие методологических подходов к пониманию культуры и культурологии ( аксиологический, деятельностный, семиотический и другие), а также накопленный почти за три столетия огромный материал по изучению отдельных форм и феноменов культуры ( искусства, науки, философии, этнографический материал и т.д.) актуализировали современный поиск новых моделей познания, изучения общих законов развития мировой культуры. Культурологические исследования последних лет показали эффективность системно - методологического подхода, который обеспечивает широту и комплексность исследовательской программы от анализа отдельных фрагментов до построения целых моделей культуры и выявления закономерностей их развития. В основе этого подхода лежит методологическая программа синергетики и системно- функциональной школы (Э.Маркарян) при использовании других методик, применяемых в культурологических исследованиях (структурализма, герменевтики,сравнительного анализа ), эффективно дополняющих друг друга при исследовании различных феноменов и закономерностей культуры.
Системно- методологический подход эффективен как в исследовательской практике, так и в процессе преподавания, он позволяет избежать односторонних оценок и определений каких - либо субъектов или феноменов культуры, показать особенности и динамику системы культуры, использовать активные, развивающие формы обучения.
Данное учебное пособие посвящено анализу и одновременно пояснению некоторых наиболее существенных проблем теории культуры: ее системно - методологических оснований, системе культуры, ее функциям и подсистемам, субъектам и их структуре, особенностям механизмов культурных изменений, ментальности как феномену культуры, постмодернизму как способу познания и существования современной культуры. Учебное пособие "Проблемы теории культуры" рекомендуется для использования наряду с другими учебниками и пособиями по культурологии.
Наука в истории человечества всегда оказывала значительное влияние на мировоззрение общества. Новые научные идеи, особенно естественнонаучные, способствовали радикальным изменениям в сфере производства, быта, коммуникациях, образе жизни и стиле мышления человечества. В истории естествознания выделяют три типа философских оснований науки: классического естествознания (до начала XX века), неклассическое естествознание, постнеклассическое естествознание современного типа. Рассмотрим мировоззренческие особенности этапов развития естественнонаучной картины мира.
Идеалом первого этапа было построение абсолютно истинной картины природы, главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных и "вытекающих из опыта" онтологических принципов. Случайность тщательно изгонялась из научных теорий и считалась побочным фактором, не оставляющим следа в общем течении природы, науки и культуры. Картина мира, рисуемая классическим разумом- это мир, жестко связанный причинно- следственными связями, причем причинные цепи имеют линейный характер, а следствие если не тождественно причине, то по крайней мере пропорционально ей. По причинным цепям ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и будущее. Развитие является предсказуемым. Настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим и прошлым. Результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие проложенных усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие - желаемый результат. Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будто бы и отдача.
На втором этапе допускается истинность различных конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится момент объективно- истинного знания. Таким образом произошло становление новых эталонов мышления: проверка и подтверждение теоретических положений не представляли собой однолинейного и непосредственного сопоставления с эмпирическим материалом, открытие противоречащих теории опытов не означало дискредитации теории, а ориентировало ученых на дальнейшимй поиск подтверждающих ее оснований. Обоснование теории было ориентировано на постоянный критический анализ основополагающих фундаментальных понятий и способов построения классической механики, и создавало предпосылки для понимания и принятия теории относительности научным сообществом. Создание квантовой теории явилось наряду с теорией относительности эпохальным открытием, изменившим представления о науке, культуре, способах познания объективного мира. Язык квантовой механики не исключал возможности использования классического языка, а расширял средства и способы аргументации научного знания, допуская многозначность, альтернативность высказываний, формируя вероятностный стиль мышления.
На третьем этапе складываются новые структуры философских оснований естествознания, которые характеризуются осмыслением изменчивости мира и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости включения аксиологических факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов ( теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т.д.). В связи с постижением сложных систем возникает необходимость не только в признании неотъемлимости таких понятий как вероятность, неопределенность, многовариантность, но и исключении строго однозначного подхода, поскольку появляется "веер возможностей" развития системы в точках бифуркации, когда система теряет стабильность и способна развиваться в сторону одного из многовариантных режимов функционирования.
Исследования процессов самоорганизации, осуществляемые в ходе становления концептуального аппарата синергетики, являются исходной точкой роста новых образцов и представлений в науке, так как представления о системной самоорганизации и нелинейности ведут к изменению исходных взглядов на проблемы строения и эволюции мира. В настоящее время идет формирование новой исследовательской позиции, происходят преобразования в основаниях науки- философских, логических, методологических, поэтому этот процесс может быть определен как интеллектуальная революция, главным содержанием которой является переход от фундаментализма к многомерности в категориальном строе и стиле мышления, в его методологическом и мировоззренческом базисе.
В настоящее время наука открывает для себя многомерный мир, в изучении которого ведущими являются принципы полифундаментализма, дополнительности, согласно которому любая теория, сколь глубока бы она ни была, не в состоянии охватить исследуемую реальность во всей ее полноте. Это не означает, что понижается качество теорий, имеется в виду, что каждая из них раскрывает какой- либо один из аспектов целого. Многомерный мир полифундаментален по своей природе. Принцип дополнительности позволяет сохранить самостоятельность, теоретический статус классического и альтернативного описаний и рассматривать их в определенной системе.
Синергетика разрушает многие привычные представления. Понятие времени- одно из таких представлений. Каждая культура и личность имеют обыкновение мыслить в терминах временных горизонтов. В ньютоновской модели мира время носило обратимый характер. Согласно второму началу термодинамики появилось представление о стреле времени- время утрачивает обратимость.
И.Пригожин пришел к выводу, что стрела времени проявляет себя лишь в сочетании со случайностью. Стрела времени не противопоставляет человека природе, она свидетельствует о том, что человек является неотъемлимой частью эволюционирующей Вселенной, так как картина мира начинается с наблюдателя- живого организма, проводящего различие между прошлым и будущим и способным к нарушению симметрии пространства - времени.
Само познание приобретает новый смысл:
На смену примитивному антропоцентризму, представлению о знаниях, которые рождает некий посторонний наблюдатель, приходит понимание всеобщей взаимосвязанности процессов.
Исчезает понятие абсолютного знания и истины, так как возникает вопрос - "абсолютно для кого?", так как незивисимого наблюдателя, способного наблюдать и не вмешиваться в ход событий не существует.
Безграничность познания субъектом "человечества" не может воспроизводится без представления о безграничности существования самого субъекта.
Истинный объект для гипотетического наблюдателя может быть только взаимодействующий объект и субъект наблюдений, и то с точностью до реакции остальной части системы на эти действия.
Так как человек находится внутри изучаемого объекта, его невозможно вычленить из окружающего мира и сделать независимым от его собственных действий, его способности к познанию, его знаний.
Большинство объектов биологической и социальной природы можно определить как открытые системы. Это означает, что они обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой. При этом обменные процессы происходят не только через границы самоорганизующейся системы, но и в каждой точке системы. Попытка понять закономерности их развития в рамках механистической модели обречена на провал. Все системы содержат подсистемы, которые непрестанно взаимодействуют.
Особенность эволюции систем через самоорганизацию состоит в следующем:
Благодаря нелинейности реализуется принцип усиления малых воздействий в системе, которые становятся макроскопическими по последствиям.
Появляется совйство пороговой чувствительности. Ниже порога все стирается, забывается, не оставляя никаких следов в науке, культуре, природе, выше порога- все многократно возрастает.
Нелинейность порождает квантовый эффект,согласно которому возможен не любой путь эволюции, а определенный спектр этих путей.
Нелинейность означает возможность неожиданных изменений направления течения процесса, что делает ненадежными прогнозы, так как развитие совершается через случайность выбора в момент бифуркации, а сама случайность не повторяется вновь.
Таким образом, синергетика учит видеть мир по - новому:
Становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития и как выводить систему на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития.
Синергетика демонстрирует, каким образом и почему хаос может выступать в качестве конструктивного механизма эволюции, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация. В соответствующие моменты неустойчивости микроструктуры могут приобретать статус макроструктур. Из этого представления следует, что в особых состояниях неустойчивости социальной среды действие каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.
Для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Настоящее состояние системы определяется не только ее историей, но и формируется из будущего, в сответствии с грядущим порядком. Что касается человека, то именно явные осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его поведение сегодня.
Синергетика открывает новые принципы построения сложных развивающихся структур из простых. Объединение структур не сводится к их простому сложению. Целое не равно сумме частей, а качественно иное.
Синергетика дает знание о том, как надлежащим образом взаимодействовать со сложными системами и эффективно управлять ими. Главное - не сила воздействия, а его продуманная программа. Малые, но правильно организованные резонансные воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны.
Синергетика раскрывает закономерности и условия протекания лавинообразных процессов самостимулирующего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых системах и какие существуют требования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.