Эволюция понятия конъюнктуры в экономической науке. Современные взгляды на экономическую конъюнктуру

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. Эволюция понятия конъюнктуры в экономической науке. Современные взгляды на экономическую конъюнктуру.

Понятие “конъюнктура” (лат.) (связываю, соединяю) означает соединение, связь, синтез, слияние каких-то явлений, обстоятельств, условий, создающих в совокупности временную ситуацию, преходящую обстановку.

В XIX веке оно стало использоваться в экономической сфере и означало текущее положение, состояние в сфере обмена при покупке товара.

В XX веке понятие конъюнктуры стало использоваться для характеристики движения рынка в среднесрочном и долгосрочном плане(рассматривалось движение сразу многих показателей).

Изучению конъюнктуры внимание уделялось Вагнером, Кейнсом, гарвардской экономической школой и др.

В современной научной экономической литературе термин конъюнктура используется часто, когда характеризуют совокупность конкретных условий, определяющих особенности реального хода процесса воспроизводства всего общественного капитала, и следовательно, своеобразие того или иного периода развития экономики капиталистических стран.

Экономическая конъюнктура в большей степени изучает стадию обмена воспроизводственного процесса (в отличие от экономической теории, изучающей весь воспроизводственный процесс).

Предмет экономической конъюнктуры - совокупность взаимоотношений на стадии обмена. Но в то же время для анализа используются процессы, происходящие на других стадиях производства, поскольку тоже могут оказывать влияние на них.

Изучаться конъюнктура начала, когда экономистами были выявлены циклы.

2. Объекты изучения и составные части экономической конъюнктуры. Пространственные и временные рамки общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

С категорией «предмет экономической конъюнктуры» (который составляет сфера обмена процесса общественного воспроизводства, или рынок) тесно связано понятие объекта или предмета конъюнктурного исследования.

Действительно, экономическая конъюнктура как прикладная отрасль знания не может ограничиваться изучением лишь общих закономерностей развития сферы обмена и ее взаимосвязей с другими стадиями процесса воспроизводства. Целью данной науки в конечном счете являются обоснованный анализ и прогноз положения на том или ином товарном рынке. Экономическая действительность представляет великое многообразие рынков с различной степенью агрегированности как по географическому, так и по товарному признакам.

В соответствии с наиболее распространенной в советской науке точкой зрения выделяются два крупных и относительно обособленных объекта конъюнктурных исследований — мировое хозяйство и мировой товарный рынок. Согласно данной структуризации, обособлены и два направления науки — общехозяйственная конъюнктура и конъюнктура товарных рынков. При этом в большинстве случаев рынок как объект исследований рассматривается как подсистема по отношению к хозяйству, как более общей системы. По аналогии конъюнктура товарных рынков трактуется как частное направление более общей отрасли знания — общехозяйственной конъюнктуры.

Справедлив ли тезис о том, что сложная совокупность элементов

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
236 Kb
Скачали:
0