1. Роль рынка в экономике
1.1 Что есть рынок
Рынок – это совокупность социально – экономических отношений в сфере обмена, посредствам которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощённого в них труда. В этом определение фиксируется внимание на двух аспектах.
Во-первых, рынок – это не только процесс купли – продажи и места, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально – экономическими.
Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем – то куплен и за него заплачены деньги (или он обменян на другой товар). Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признаётся не нужным (бесполезным).
В экономической теории отмечают следующие преимущества рынка перед административно - плановыми методами управлениями экономикой.
Во-первых, на рынке каждый товаропроизводитель имеет равные со всеми другими производителями возможности для реализации произведённой продукции, т.е. становится равноправным экономическим партнёром.
Во-вторых, каждый потребитель (покупатель) также получает равный со всеми другими покупателями возможности приобретения необходимых ему товаров: средств производства, предметов потребления и т.д.
В-третьих, только на рынке при помощи товарно – денежных, рыночных отношений как указывалось выше, общественно необходимые затраты на производство и реализации продукции. И за эти общественно необходимые затраты покупатель голосует своими деньгами. Голосует самым демократическим образом, поскольку в этом голосовании принимает участие каждый.
В-четвёртых, именно рынок выявляет всё реально существующие в обществе и постоянно изменяющиеся потребности и, главное, ориентирует товаропроизводителей на их удовлетворение.
Наконец, в-пятых, рынок является наиболее демократической формой влияния потребителя на производителя; степень такого влияния и определяет эффективность функционирования общественного производства.
Таким образом, рынок обеспечивает свободу действий потребителей и предпринимателей, эффективное распределение ресурсов, лучшее использование достижений научно – технического прогресса, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям, более полное удовлетворение потребностей общества.
Вместе с тем рынок имеет и негативные стороны:
- приводит к значительной дифференциации в уровне жизни различных слоёв населения, никому не гарантирует право на труд, порождает безработицу
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.