Лекция по торговым договорам. Основные режимы: Режим наибольшего благоприятствования и Национальный режим

Страницы работы

Содержание работы

Лекция №2 по ВЭП

Торговые договоры стоят особняком среди средств ВЭП, т.к. они используются лишь для создания правовой базы ВЭС между государствами.

В лекции пойдет речь о так называемых торговых договорах, т.е.  договорах о дружбе сотрудничестве, и мореплавании, в стороне останется ряд соглашений, регулирующих другие аспекты ВЭД, например, об избежании двойного налогообложения, внешнеторговые контракты сюда также не входят. Речь идет только о договорах общего типа.

С развитием международной торговли возникла необходимость унификации системы ВЭС, это потребовало создания и подписания международных договоров, основным из которых сейчас является ГАТТ, Сейчас членов ГАТТ/ВТО более 100, Основные принципы ГАТТ закреплены именно в двусторонних договорах.

Двусторонний договор – это письменный акт, заключенный между двумя суверенными государствами и регулирующий хозяйственные отношения физических и юридических лиц, а также правительственных органов этих стран.

Объектом договора могут быть различные вопросы типа:

-  экономические права подданных и предприятий

-  обложение внутренними налогами и сборами

-  транспортные проблемы

-  таможенный режим ввоза/вывоза товаров

-  др.

Вопросы, регулируемые договором, зависят от интересов договаривающихся стран. Основной вопрос договора – установление торгово-политических условий (режимов) в основном ввоза/вывоза товаров на/с территории второй страны. Продляется автоматически, если ни одна из сторон не объявили об обратном по окончании срока действия. Торговый договор заключается от имени государства и требует ратификации в парламенте, соглашение заключается от имени правительства и ратификации не требует.

Основные режимы: Режим наибольшего благоприятствования и Национальный режим.

1)  РНБ – существует в двух формулировках, положительной и отрицательной.

Положительная: все льготы, преимущества и изъятия, которые предоставлены или будут предоставлены в будущем одной из договаривающихся сторон любой третьей стороне, должны быть немедленно и безоговорочно распространены на другую договаривающуюся сторону.

Отрицательная: товары одной из договаривающихся сторон при ввозе их на территорию другой договаривающейся стороны не подвергаются таможенным пошлинам, налогам и другим сборам более высоким, а правилам и формальностям более обременительным, чем те, которым подвержены или могут быть подвержены товары, происходящие из любой третьей страны.

Это формулировки безусловного режима. Есть и условный РНБ – в этом случае льготы предоставляются только в обмен на уступки второй стороны. Условный режим применяется реже. РНБ регулирует вопросы, связанные с торговлей, производством, мореплаванием, правовым положением физических и юридических лиц, ввозом/вывозом товаров, таможенными пошлинами.

Из РНБ есть изъятия, обычно они касаются национальной безопасности, каботажного плавания (плавание в рамках общего моря), приграничной торговли. Приграничная торговля может быть только на сухопутной границе. Берется какая-либо зона вдоль границы, например, 10 км, где и идет беспошлинная торговля между жителями этого района (но без права перепродажи). Другие изъятия: льготы для стран, с которыми у данного государства поддерживаются особые отношения, например, с бывшими колониями или метрополиями, также льготы, вытекающие из таможенного союза, особые преимущества или льготы, предоставляемые третьей стране в силу традиций торговли с этой  страной.

В ГАТТ РНБ закреплен в безусловной форме, положительной формулировке, но там же закреплены изъятия, и ими пользуется большинство стран мира.

Допускается ограничение действия режима:

-  по вопросам госбезопасности

-  разрешается использование в прежнем объеме преференций, существовавших на момент образования ГАТТ

-  уступки в области таможенной политики, связанные с образованием таможенного союза (т.е. замены нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин и создания единого таможенного барьера) или свободной экономической зоны (группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или ряд товаров

-  Разрешающая оговорка – позволяет развивающимся пользоваться на постоянной, невзаимной основе, в виде исключения, четырьмя видами льгот. Это тарифные по общей системе преференций.

1964 образован ЮНКТАД, принятие решений – на основе голосования, голоса пропорционально населению. Началась борьба за голоса развивающихся стран, т.к. у тех не было конкретных стратегических принципов, в отличие от социалистических и капиталистических стран. В итоге были согласованы компромиссные определения. Тогда же возникла концепция предоставления невзаимных преференций (так называемая «общая система преференций» введением которой порядочно напугали ГАТТ).

-  преференции, действующие между развивающимися странами

-  более льготный режим, достигнутый в рамках Токийского раунда

-  специальный режим в отношении наименее развитых стран (по классификации ООН)

Градационный подход – развивающиеся страны, по мере своего экономического развития, должны будут принимать на себя все больше обязательств, вытекающих из членства в ГАТТ.

2)  Национальный режим – товарам иностранного происхождения на территории данной страны будет предоставляться тот же режим, что и национальным  в отношении налогов, сборов, законов, плат (формулировка ГАТТ). Возможна и более широкая трактовка.

В двустороннем договоре предусматривается, что права и преимущества, предоставляемые местным гражданам, юридическим лицам, товарам распространяются и на иностранные. Сюда входят: экономические права, обложение внутренними налогами и сборами, судоходство, перевозки.

Из всего этого следует, что сферы применения РНБ и национального режима очень близки.

Национальный режим никогда не распространяется на вопросы таможенного обложения товаров.

Предоставляются эти режимы обычно только на условиях взаимности.

Похожие материалы

Информация о работе