Лекция №2 по ВЭП
Торговые договоры стоят особняком среди средств ВЭП, т.к. они используются лишь для создания правовой базы ВЭС между государствами.
В лекции пойдет речь о так называемых торговых договорах, т.е. договорах о дружбе сотрудничестве, и мореплавании, в стороне останется ряд соглашений, регулирующих другие аспекты ВЭД, например, об избежании двойного налогообложения, внешнеторговые контракты сюда также не входят. Речь идет только о договорах общего типа.
С развитием международной торговли возникла необходимость унификации системы ВЭС, это потребовало создания и подписания международных договоров, основным из которых сейчас является ГАТТ, Сейчас членов ГАТТ/ВТО более 100, Основные принципы ГАТТ закреплены именно в двусторонних договорах.
Двусторонний договор – это письменный акт, заключенный между двумя суверенными государствами и регулирующий хозяйственные отношения физических и юридических лиц, а также правительственных органов этих стран.
Объектом договора могут быть различные вопросы типа:
- экономические права подданных и предприятий
- обложение внутренними налогами и сборами
- транспортные проблемы
- таможенный режим ввоза/вывоза товаров
- др.
Вопросы, регулируемые договором, зависят от интересов договаривающихся стран. Основной вопрос договора – установление торгово-политических условий (режимов) в основном ввоза/вывоза товаров на/с территории второй страны. Продляется автоматически, если ни одна из сторон не объявили об обратном по окончании срока действия. Торговый договор заключается от имени государства и требует ратификации в парламенте, соглашение заключается от имени правительства и ратификации не требует.
Основные режимы: Режим наибольшего благоприятствования и Национальный режим.
1) РНБ – существует в двух формулировках, положительной и отрицательной.
Положительная: все льготы, преимущества и изъятия, которые предоставлены или будут предоставлены в будущем одной из договаривающихся сторон любой третьей стороне, должны быть немедленно и безоговорочно распространены на другую договаривающуюся сторону.
Отрицательная: товары одной из договаривающихся сторон при ввозе их на территорию другой договаривающейся стороны не подвергаются таможенным пошлинам, налогам и другим сборам более высоким, а правилам и формальностям более обременительным, чем те, которым подвержены или могут быть подвержены товары, происходящие из любой третьей страны.
Это формулировки безусловного режима. Есть и условный РНБ – в этом случае льготы предоставляются только в обмен на уступки второй стороны. Условный режим применяется реже. РНБ регулирует вопросы, связанные с торговлей, производством, мореплаванием, правовым положением физических и юридических лиц, ввозом/вывозом товаров, таможенными пошлинами.
Из РНБ есть изъятия, обычно они касаются национальной безопасности, каботажного плавания (плавание в рамках общего моря), приграничной торговли. Приграничная торговля может быть только на сухопутной границе. Берется какая-либо зона вдоль границы, например, 10 км, где и идет беспошлинная торговля между жителями этого района (но без права перепродажи). Другие изъятия: льготы для стран, с которыми у данного государства поддерживаются особые отношения, например, с бывшими колониями или метрополиями, также льготы, вытекающие из таможенного союза, особые преимущества или льготы, предоставляемые третьей стране в силу традиций торговли с этой страной.
В ГАТТ РНБ закреплен в безусловной форме, положительной формулировке, но там же закреплены изъятия, и ими пользуется большинство стран мира.
Допускается ограничение действия режима:
- по вопросам госбезопасности
- разрешается использование в прежнем объеме преференций, существовавших на момент образования ГАТТ
- уступки в области таможенной политики, связанные с образованием таможенного союза (т.е. замены нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин и создания единого таможенного барьера) или свободной экономической зоны (группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или ряд товаров
- Разрешающая оговорка – позволяет развивающимся пользоваться на постоянной, невзаимной основе, в виде исключения, четырьмя видами льгот. Это тарифные по общей системе преференций.
1964 образован ЮНКТАД, принятие решений – на основе голосования, голоса пропорционально населению. Началась борьба за голоса развивающихся стран, т.к. у тех не было конкретных стратегических принципов, в отличие от социалистических и капиталистических стран. В итоге были согласованы компромиссные определения. Тогда же возникла концепция предоставления невзаимных преференций (так называемая «общая система преференций» введением которой порядочно напугали ГАТТ).
- преференции, действующие между развивающимися странами
- более льготный режим, достигнутый в рамках Токийского раунда
- специальный режим в отношении наименее развитых стран (по классификации ООН)
Градационный подход – развивающиеся страны, по мере своего экономического развития, должны будут принимать на себя все больше обязательств, вытекающих из членства в ГАТТ.
2) Национальный режим – товарам иностранного происхождения на территории данной страны будет предоставляться тот же режим, что и национальным в отношении налогов, сборов, законов, плат (формулировка ГАТТ). Возможна и более широкая трактовка.
В двустороннем договоре предусматривается, что права и преимущества, предоставляемые местным гражданам, юридическим лицам, товарам распространяются и на иностранные. Сюда входят: экономические права, обложение внутренними налогами и сборами, судоходство, перевозки.
Из всего этого следует, что сферы применения РНБ и национального режима очень близки.
Национальный режим никогда не распространяется на вопросы таможенного обложения товаров.
Предоставляются эти режимы обычно только на условиях взаимности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.