произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и предметами»1.
Все рассуждения Юма пронизаны тем же отрицанием материальности мира, что и у Беркли. Прямая защита религии заменяется косвенной, несколько завуалированной. «Раз мы поставим вопрос о внешнем мире, мы потеряем все аргументы, которыми можно было бы доказать бытие Верховного Существа»,— сознается Юм.
Английские сентименталисты по своим взглядам во многом близки к Беркли и Юму. Для них характерны разочарование в возможностях человеческого разума, сомнения в познаваемости: мира, субъективизм.
В английской сентиментальной поэзии соединяется искренний интерес к жизни и труду народа и консервативная идеализация патриархального крестьянского быта. Противопоставляя крестьян, простых тружеников, надменным богачам, сентименталисты, несомненно, вносят в поэзию демократическую тенденцию.
Эти черты любования жизнью крестьянства на лоне родной природы встречаются уже в ранней сентименталистской поэзии Джемса Томсона.
Джемс Томсон (1700—1748), сын шотландского Джемс Томсон пастора, поэт, пользовавшийся в Лондоне покровительством консервативных кругов, написавший националистический гимн «Правь, Британия, морями»,, прославился созданием цикла «Времена года» (1726—1730),. состоящего из четырех поэм: «Зима», «Лето», «Весна» и «Осень».
Любуясь природой, описывая зимние или весенние ландшафты, Томсон никогда не забывает включить в свою поэму эпизоды крестьянской жизни: жатву, рыбную ловлю, стрижку овец. Жизнь английского крестьянина, исполненная труда и лишений, сентиментально приукрашена, труд чередуется с отдыхом, пирушками и забавами, душевное спокойствие объявляется неотъемлемым преимуществом крестьянина. Самые несчастия и трагические события, которые иногда рисует Томсон, стремясь взволновать читателей, вызываются стихийными бедствиями: гибель в снежную бурю заблудившегося путника, которого ждут дома жена и дети; гибель на глазах у возлюбленного поселянки, убитой молнией. Цикл «Времен года» Томеон"
1 David Hume, An Enquiry Concerning Human Understanding, v. II, L., 1882, p. 153.
•заканчивает гимном творцу, гармонически устроившему вселенную и круговорот времени.
Пессимистические и религиозные тенденции сентиментализма больше всего отразились в творчестве Юнга.
Эдуард Юнг (1683—1765) был одним из первых Эдуард-Юнг сентименталистов в области лирической поэзии. Его ранние националистические оды, кровавые -трагедии и сатиры на пороки аристократии, написанные в 20-е годы, были выдержаны в духе классицизма и никакого успеха не имели. Впоследствии Юнг выступил с критикой классицизма, с требованием свободы художника от всякой регламентации в изображении чувств и страстей. Пастор по профессии, он был заинтересован в прославлении религии. Кроме того, смерть близких (жены и приемной дочери) способствовала усилению его религиозных настроений. В 1742—1745 годах он написал обширную религиозно-дидактическую поэму «Жалоба, или ночные думы о жизни, смерти и бессмертии». Поэма эта, состоящая из девяти песен и написанная белыми стихами, имела значительный успех отчасти благодаря своей эмоциональной окрашенности, но прежде всего потому, что была созвучна тем настроениям безвыходности и отчаяния, которые охватывали многих честных англичан при виде растущих страданий народных масс.
В своей поэме Юнг предается горестным размышлениям о бренности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.