Западная христианская церковь в средние века. Две вселенские церкви, крестовые походы, страница 2

В 1204 году был совершен четвертый крестовый поход, в результате которого была освобождена христианская Византия. Был занят Константинополь и подвергнут страшному опустошению. На месте Византии была создана католическая Византийская империя. Она просуществовал до 1261 года, а потом Византия была восстановлена. 

С 1305 до 1377 года римский папа пребывал в Авиьоне на территории Франции, фактически в плену у французского короля. Когда плен закончился, папа вернулся в Рим, но уже  не представлял для светской власти угрозы.                                 

Предмет дискуссий – соотношение веры и разума. Иоганн Скот Эриугена решил его в пользу рационализма. В 1877 году в возрасте 67 лет был убит собственными слушателями. Церковь дважды осудила его книгу «О разделении природы», в которой утверждалось, что к церковным авторитетам надо относиться с почтением, но рассматривать их творчество только в свете разума.

Рационализм нашел свое выражение в творчестве Пьера Абеляра. Мистицизм – в творчестве Ансельма Кентерберийского и Бернарда Клервоского. У Абеляра есть книга «Да и нет», где собрано 159 каверзных вопроса христианской догматики, на которые даны ответы наиболее видных авторитетов. Показано, что на всякий ответ «да» возможно возражение. Абеляр был подвергнут церковному преследованию. Большое хождение имела книга «Сентенции Петра Ломбардского», в которой разбирались разные вопросы. Например, мог ли бог создать вещи лучше, чем он их создал? Как можно согласовать божественное провидение со свободой творчества? Где находился бог до сотворения мира? Неба ведь тогда не было? Почему именно сын божий воплотился в человеческом образе, а не Бог-Отец и Бог-Дух святой? Каким способом демоны проникают в людей? Какого роста был Адам? Почему бог создал Еву именно из ребра, а не из чего-то другого?

Шел также спор между номинализмом и реализмом. Номиналист Иоанн Росцелин был в 1092 году на соборе в Суассоне обвинен в тритеизме, поскольку при его подходе Троица оказывалась простым собранием трех богов. Но и реализм вел к ереси. Оказывалось, что на кресте страдал не один Иисус, а вся Троица, а это считалось ересью патрипасианства.

Хорошее решение предложил Фома Аквинский.

Простому верующему все эти тонкости были недоступны, он было озабочен тем, как противостоять бесчисленному сонму бесов. Церковь рассматривала неверие в дьявола как неверие в бога.

Стал разрастаться культ Богородицы.

Имели место психические эпидемии. В 1000 году ожидалось светопреставление. Затем конец света был перенесен на 1260 год, потом его наступление много раз переносилось.

Инудльгенции.

Вот выдержки из прейскуранта:

«Если кто убьет отца, мать, брата, сестру, жену и вообще родственника, - очистится от греха и преступлений, если уплатит пять или семь турских монет». «Если один человек участсвует в нескольких убийствах в одно и то же время и по одному и тому же случаю, он может очиститься от всякого рода наказания, если уплатит 131 ливр, 14 су и 6 денье»

Кто убил свою жену и хочет жениться на другой, может получить разрешение, уплатив 8 турских ливров и два дуката». «Отпущение кровосмешения даруется за 4 турских ливра».

Была масса ересей: павликиане, вальденсы, богомилы, катары и альбигойцы, фратичелли, апостольские братья, беггарды, иохамиты, лолларды и виклифиты, гуситы. Их объединяет обличение зла, царящего в мире. Роскошь духовенства, его алчность, развращенность, монополию в делах веры. Еретиков католики истребляли. Так, для истребления ереси катаров был уничтожен город Безье, около 20 тысяч человек.

В середине 14 века получило большое распространение самобичевание. Сначала папство одобряло его, но потом увидела, какая в нем заключена опасность. В 1349 году оно было осуждена специальной папской буллой.

До 30-х годов 13 века практика инквизиционной борьбы с ересями осуществлялась на местах. Это была епископская инквизиция. Потом папа Григорий IX  учредил папскую инквизицию. Само слово означает «Розыск».

Инквизиция была возложена на орден доминиканцев. Специальной буллой было разрешено применение пыток. Сразу после прибытия инквизиционного трибунала начиналась вакханалия доносов. Из общей массы доносов выбирались те, которые были нужны.

С 1378 по 1417 год длилось двоепапство. Были одновременно папы в Риме и в Авиньоне. В историю вошло под названием Великого раскола. Потом на короткий период был один папа, потом папство восстановилось, потом вновь возникла ситуация двоепапства. Было созвано два собора: Ферраро-Флорентийский и Базельский, которые взаимно проклинали друг друга. На церковь неумолимо надвигалась реформация.