Социальная информатика: содержание дисциплины. Опросный лист, страница 5

iV. контрольная точка

Итоговый тест по темам 1 -3 (выполняется в Moodle).


тема 4. предметное поле социальной информатики. основы теории информации

семинар 6. предметное поле социальной информатики. основы теории информационных ресурсов

Цель:

Сформировать представление о предметном поле социальной информатики; изучить общие основы теории информации

I. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ №5

№ п/п

Вопрос

1

Опишите взаимодействие элементов материи: вещество – энергия – знания - информация

2

Определите сущностные различия понятий «информация», «знания», «данные»

3

Определите понятие информационной среды. Приведите примеры.

4

В чем заключается сущность ресурсной концепции информационного обмена?

5

В чем заключается сущность социокультурной концепции информационного обмена?

6

Раскройте сущность понятия информационный ресурс.

7

Перечислите классы информационных ресурсов.

8

Приведите примеры существующих систем искусственного интеллекта.

9

В чем сущность информационного обмена как категории социальной информатики?

10

Перечислите и раскройте типы информационного обмена.

11

Раскройте содержание основных фаз развития информационного обмена. В чем заключается причина перехода от одной фазы к другой?

12

Опишите специфику компьютерной фазы развития информационного обмена. В чем заключается ее принципиальное отличие от предшествующих фаз информационного обмена?

13

Каковы направления проблематики исследований искусственного интеллекта? Приведите примеры задач, выполняемых интеллектуальными системами.

14

Изменялась ли ценность информации по мере развития общества?

15

Когда возникла и что изучает информология?

16

Перечислите и раскройте суть известных вам концепций информации.

17

Какие виды знаний вам известны?

ii. рефераты

  1. Основные исторические фазы информационного обмена: специфика их вклада в его совершенствование.
  2. Гипертекст как способ коммуникации.
  3. Интернет как глобальный способ коммуникации: история создания, перспективы развития.
  4. Web 3.0. – новый стандарт создания и использования электронных ресурсов.
  5. Технологии создания Интернет – ресурсов.

Рекомендуемая литература

  1. Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. – М., 2002. – 560 с.
  2. Дубровский, Е.Н. Информационно-обменные процессы - факторы социального развития / Е.Н. Дубровский. – М: Союз, 1996. – 60 с. – [Электронный документ]. – Режим доступа: http://infosphere.narod.ru/
  3. Рунов, А.В. Социальная информатика / А.В. Рунов. – М., 2008. – 431 с.

iii. задание для самостоятельной работы

Освоить технологию создания web-документа, основы HTML по следующему алгоритму:

- рассмотреть терминологию;

- изучить общий алгоритм создания веб-документа (порядок работы: один студент из группы выполняет задания последовательно за рабочим местом преподавателя, остальные - выполняють задания самостоятельно с некоторой поддержкой преподавателя либо наблюдая на мультимедийном проекторе за работой своего одногруппника).

iV. контрольная точка

Заполните таблицу

Классификационный признак

Виды информации

Характеристика

Практический пример

По характеру

Непрерывная

Дискретная

По типу передаваемой информации

Документальная

Недокументальная

По источнику происхождения

Первичная

Вторичная

По способу распространения

Опубликованная

Неопубликованная

По источнику