Особо можно выделить некоторые веши, которых не должно быть на классном собрании:
— нельзя позволять детям осуждать или обвинять других:
— нельзя привлекать детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
— нельзя наказывать весь класс за поведение отдельных ребят.
Использование этих тактик позволяет избежать недовольства и подозрительности. Чтобы вовлечь класс в поиски справедливого решения, надо создать атмосферу сотрудничества. Хорошим вопросом для начала собрания будет НЕ вопрос «Кто это сделал?», а «Что нам необходимо сейчас, чтобы сделать класс надежным?»
Интересны, на мой взгляд правила, разработанные американскими педагогами в Университете Массачусетс (Franklin Mediation Center). Учащиеся соглашаются:
- попытаться решить проблему,
- не оказывать никакого давления— ни физического, ни словесного;
- слушать друг друга и не перебивать)[17, С. 234].
Педагоги предъявляют эти правила как три наиважнейших положения, которые необходимы для проблемных классных собраний. После этого они спрашивают у детей, как они думают насчет того, нуждается ли класс в дополнительных правилах, которые помогут решить проблему и будут способствовать откровенному разговору И дети иногда предлагают добавить, например, правило конфиденциальности. Всякое правило необходимо обсуждать. Полезно сказать детям о возможности такой работы над решением проблемы, когда приходится отказываться от собственной идеи, если они видят, что чья-то идея лучше.
На классных собраниях дети учатся обмениваться собственными идеями и мнениями. В связи с этим особое значение придается умению говорить от себя и о себе. Предпочтение следует отдавать высказыванию ''как и что говорю я сам'', а не ''как и что ты говоришь''. Педагоги помогают детям выражать словами свои собственные чувства и отношения в большей мере, чем критиковать и обвинять других в возникновении проблем.
Например, когда в классе начинается обсуждение проблемы — ОТЧЕГО становится очень шумно, как только учитель выйдет из класса, — дети указывают друг на друга: ''Это ты сразу кричишь''. Чтобы этого избежать, педагогу лучше сформулировать вопрос иначе: ''Что необходимо сделать, чтобы в классе не было никакого шума?''
Активное слушание является еще одним навыком, трудным в освоении, но необходимым в жизни растущего человека. Активное слушание предполагает внимание к мыслям и намерениям говорящего Оно включает способность перефразировать и повторить заново основные моменты разговора.
Навыки, которые требуются детям для проведения классных собраний, нуждаются в практическом развитии. Учителям нужно практиковаться в создании дружеской и надежной атмосферы в классе и школе. Лучшие формы такой практики— утренние собрания, время ''в кругу друзей'', формирующее доброжелательные взаимоотношения и участие в делах друг друга, а также в играх пении песен и др. Целям развития группового и командного взаимодействия служат также различные внеучебные и досуговые мероприятия, например, художественная самодеятельность. Так, на основе доброжелательности и искренности учителя и дети постепенно, с помощью paзличных форм деятельности строят свои взаимоотношения.
Проводить классных собраний рекомендуется по следующей технологии:
— Встречаться раз в неделю в установленное время. Встречи раз в неделю дают возможность детям не только осмыслить то, что обсуждалось всеми но и превратить размышления в повседневную процедуру.
— Встречаться в кругу, а не за партами.
— Придерживаться установленных временных границ. Максимальное время: тридцать минут — для 3—5-х классов, сорок пять минут — для 6-8-х классов. Иногда наблюдается желание продолжать собрание, если обсуждение проходит успешно или когда тема дискуссии интересует всех. Однако длительные собрания трудны для большинства детей, и они их недолюбливают. Поэтому лучше перенести тему на следующую неделю и приступить к ней заново
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.