Конкурентное преимущество предприятия определяется тем, насколько чётко она может организовать всю ценностей – связи с поставщиками и потребителями. Чтобы лучше организовать эти связи М. Портер отличает систему ценностей, которые последовательно взаимодействуют в одной цепочке: цепочка ценностей поставщиков, ценностей предприятия, ценностей каналов сбыта, ценностей покупателей. Прогнозирование конкурентного преимущества системы осуществляется на основе:
· Системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон системы;
· Системой товаров по стадиям их жизненного цикла;
· Системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон конкурентов;
· Оценки стоимости ценностей;
· Разработки программы прохождения ценностей до получения конкретного результата;
· Анализа возможности качественного соблюдения принципов.
Оценка конкурентоспособности товара осуществляется на основе измерения факторов конкурентоспособности качества товара, его цены, затрат в сфере потребления, качества сервиса. Факторы сравниваются с соответствующими факторами основных конкурентов.
Оценка конкурентоспособности предприятия осуществляется на основе двух показателей: интегрального показателя конкурентоспособности товаров предприятия и устойчивости её функционирования.
Основные показатели конкурентоспособности предприятия розничной торговли.
1) Качество товара
- полезный эффект товара
- надёжность
- привлекательность
- качество маркировки и упаковки товара
2) Широта ассортимента
- номенклатура продаваемой продукции
- взаимозаменяемость товара
- обновляемость продукции
3) Продвижение товара
4) Качество сервиса
- предоставляемый сервис (кредит, послепродажное обслуживание)
- доступность услуги.
5) Качество рекламы товара
- достоверность
- добросовестность
- этичность
- социальная ответственность.
1.3 Методический инструментарий разработки стратегии развития организации
Многообразие стратегических направлений позволяет каждому торговому предприятию выбирать свою стратегию собственного развития. Формирование основного направления в процессе стратегического управления позволит организации достичь поставленных целей.
Основные этапы разработки стратегии:
1) Сбор исходной информации.
2) Стратегический анализ.
3) Формирование стратегии.
Процесс выбора стратегии состоит из разработки стратегии, позволяющей достичь поставленных целей; формирования общей стратегии; анализа и оценки выбранных стратегических альтернатив, а также оценки реализации и корректировки стратегии при необходимости.
Разработка общей стратегии решает две задачи:
1) Определяет направление развития предприятия.
2) Устанавливает роль каждого из хозяйственных стратегических подразделений в реализации стратегии и определяет способы распределения ресурсов между ними.
3) Общая стратегия предприятия определяет уровень и характер инвестиций в каждое из хозяйственных стратегических подразделений.
Основные типы вариантов общих стратегий:
· Стратегия роста (наступательная стратегия) применяется для развивающихся предприятий.
· Стратегия стабильности (оборонительная стратегия) применяется при неустойчивом финансовом положении предприятия.
· Стратегия сокращения применяется при нерентабельности предприятия
Предприятия с несколькими хозяйственными стратегическими подразделениями разрабатывают свою стратегию для каждого из них.
Функциональные стратегии – это стратегии функциональных сфер деятельности предприятия [5].
Рассмотрим несколько видов стратегий, применимых к некоторым областям предприятия
Таблица 1.1 - Элементы функциональных стратегий
Функциональ-ная область предприятия |
Направленность общей стратегии предприятия |
||
Стратегия роста |
Стратегия стабильности |
Стратегия сокращения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Маркетинг |
- Проведение анализа рынка, постоянное исследование потребностей. - Проведение политики дифференциации цен. - Усиление рекламы. - Повышение активности в сервисном обслуживании. |
- Интенсивное проведение комплексного изучения рынка. - Поиск новых ниш на рынке. - Уступки в ценах, с целью увеличения продаж. - Сокращение сроков поставки. |
-Сокращение производства продукта. -Отказ от мер, стимулирующих продажи. -Сокращение контактов со средствами массовой информации. |
2. Производство |
-Повышение уровня автоматизации -Использование комплектующих, изготовленных другими фирмами для увеличения мощностей своего предприятия |
-Определение оптимального размера партии -Контроль над поставками (цена, условия, кондиция, выбор поставщика) -Отмена сверхурочных работ |
-Разработка планов остановки нерентабельных отраслей производства |
3. Кадры |
-Обучение персонала нескольким профессиям -Увеличение численности людей, занятых сервисным обслуживанием |
-Временное прекращение приёма на работу -Установление сокращённого рабочего дня |
-Разработка социальных планов по увольнению кадров |
4. Финансы |
-Отказ от инвестиций при высокой степени риска -Совершенствование |
-Отказ от расширения инвестиций -Осуществление лизинга оборудования |
-Поиск потенциальных покупателей и партнёров |
Продолжение таблицы 1.1 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
контроля затрат -Своевременное вложение средств в новые проекты |
-Проведение функционально-стоимостного анализа для осуществления программ снижения издержек |
-Продажа части хозяйственных стратегических подразделений |
В таблице приведены элементы различных, функциональных стратегий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.