Проблемы реформирования российских предприятий

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Смирнов С.А., к.э.н., доц., МЭСИ

Управленческая ситуация в  России в августе-сентябре 1998 года наглядно продемонстрировала не только уязвимость экономики перед внешними,  и  внутренними угрозами, но не готовность  самого  механизма государственной власти спланировать и реализовать выход на нормальный режим работы в случае серьезных и неожиданных потрясений. В конечном счете, “дурная бесконечность неудач” и неумения извлечь из них урока, вызваны отсутствием необходимого кадрового потенциала профессиональных  управленцев нового типа

До 1998 года по отношению к предприятию применялась своеобразная “лакмусовая бумага” определения неплатежеспособности. Несмотря на многочисленную критику экономистов методика ФУДН (сегодня ФСДН) жестоко фиксировала состояние неплатежеспособности предприятий. Если в 1994-95 гг. отношение учетных к официальным критериям платежеспособности было достаточно агрессивным, то директорский корпус относился и к методике и к проходящей дискуссии спокойно. Объяснение такому отношению лежало на поверхности. Закон о банкротстве не активизировал процедуры банкротства, а количество неплатежеспособных предприятий  последовательно увеличивалось.

Вследствие усиления активности территориальных агентств по банкротству и арбитражных судов изменилось отношение директорского корпуса к критериям неплатежеспособности. Многие, осознав опасность приближающегося неформального банкротства, усилили внимание к финансовому анализу, а некоторые даже стали пытаться управлять показателями, характеризующими платежеспособность.

С 1 марта 1998 года вступил в силу новый Закон о банкротстве. Он существенно изменил “правила игры”. Формально критерии неплатежеспособности потеряли свою стратегическую роль. Это обусловлено новым Законом, и может быть логически объяснено. Однако, нельзя сегодня отрицать важность оценки платежеспособности предприятий в общенациональном, отраслевом и региональном аспектах. Это должно быть не просто формальное статистическое наблюдение, а оперативной информации для принятия стратегических решений.

В настоящее время Правительство ведет сложную интенсивную работу по изменению налогового законодательства. Безусловно, налоговый гнет является одним из важнейших факторов внешней среды, реально мешающим нормализации экономической ситуации в промышленности. Однако было бы наивно полагать, что снижение бремени автоматически изменит ситуацию в экономике.   

Во-первых, в регионах (даже в Москве) ощущается острая нехватка аттестованных специалистов в области антикризисного управления. Их подготовка уже с июня 1998 года ведется по новой программе, ориентированной на процедуры финансового оздоровления предприятий (сегодня окончательно оттачиваются, методически уточняются отдельные блоки программы, по которой в ближайшее время будет осуществляться подготовка антикризисных управляющих в регионах России). Однако не следует строить иллюзий - в России еще долгое время будет ощущаться дефицит кадров в этой сфере.

В этой связи МЭСИ с 1996 года открыл новую специальность - “антикризисное управление”, которая дает возможность реализации фундаментальной подготовки антикризисных управляющих.

Во-вторых, антикризисные управляющие законодательно приговорены стать предпринимателями без образования юридического лица. Для многих статус предпринимателя стал отпугивающим элементом. Концептуально, трудно поверить в то, что предпринимателю без образования юридического лица можно в массовом порядке доверить финансовое оздоровление российских предприятий.

Безусловно, вывести предприятие из кризиса возможно только при командном подходе (подготовке команды антикризисного управления). В этой связи целесообразно ускорить подготовку лицензирования как самих специалистов в области антикризисного управления, так и специализированных фирм, работающих в этой области.

Ускоренное банкротство может принести успех только в случае, если будет преодолен отрицательный эффект морального кризиса, как в центре, так и на местах, при жестоком контроле за процедурами ускоренного банкротства.

Особо хотелось бы отметить, что проблему вывода из кризиса промышленности не возможно решать только за счет смягчения налоговых льгот, реализации системы банкротства (в том числе и ускоренного). Необходим комплексный подход. Безусловно, нельзя отвергать путь самостоятельного выхода из кризиса конкретного предприятия, но опыт показывает, что это происходит не на пустом месте: либо меняется собственник, либо происходит обновление руководящих кадров, либо кадры проходят переподготовку. Часто такие предприятия прибегают к услугам известных консалтинговых фирм.

Сегодня существует реальная возможность осуществить прорыв в этой области, причем не подготавливая новых законов и постановлений. Этот своеобразный прорыв способно обеспечить Постановление Правительства России № 1373 от 30 октября 1997 года “О реформе предприятий и иных коммерческих организаций”. К сожалению этому постановлению на наш взгляд уделяется недостаточное внимание, хотя это должно стать одним из реальных инструментов оздоровления экономики. На наш взгляд для многих предприятий процесс реформирования - это шанс выживания, а для руководства - шанс доказать свою компетентность и состоятельность на конкретном рынке.

С этой целью МЭСИ разработана концепция, которая одобрена Министерством образования и Министерством экономики. В начале августа 1999 года  состоялось совещание ВУЗов-участников проекта переподготовки кадров для реформирования предприятий и организаций. У участников проекта есть уверенность, что реформу предприятий можно превратить в эффективный рычаг оздоровления экономики России.

В рамках проекта предполагается не только комплексное обучение команд, предприятий для реформирования, но и оказание им помощи в подготовке плана реформирования, сопровождение самого процесса реформирования, финансового оздоровления, становления системы стратегического планирования, контроля, оптимизации учета. Проектом предусмотрено оказание помощи в подготовке инвестиционных проектов и поиска инвесторов.

Реальность продвижения программы реформирования подтверждается привлечением к программе ведущих ученых и практиков. Участниками проекта являются такие ведущие компании и структуры, как “Роэл-консалтинг”, Московская высшая банковская школа, Институт стратегического анализа  и развития предпринимательства, “Росно”, Институт экономического развития всемирного банка, “Галактика-Парус”, “Гарант”, “Референт”, “BAAN”, “SAP”, GOPA, Regency Project Limited, “Роэл-аудит”, ФБК, фирмы “ДИЦ”, “Инэк”, “Интегрум-Техно”, “Известия-Телемир” и др.

Главное сегодня - наличие желания руководства предприятий к реформированию и обеспечение привлекательности этого процесса со стороны государства.

Похожие материалы

Информация о работе