Вузовское книгоиздание в Сибири Е.П. Шеметова, директор издательства, страница 3

Несмотря на различия по отдельным показателям издательской деятельности в областях, в целом по сибирскому региону можно говорить о следующих общих тенденциях:

·     начиная с 1992 г. происходит постепенное увеличение ассортиментных показателей, а в 1998 г. количество наименований выпускаемой вузами книжно-журнальной продукции увеличилось почти в 1,4 раза и продолжает удерживаться на том же уровне;

·     на протяжении всего периода показатели тиражей возрастали пропорционально количеству наименований, и средние тиражи по-прежнему составляют около 130–150 экз.;

·     динамика основных показателей издательской деятельности вузов по числу наименований по отдельным видам учебных, учебно-методических и научных издании зависит от принадлежности к той или иной группе (университеты, технические вузы, педагогический и др.). Так, классические университеты практически пропорционально увеличили выпуск всех видов изданий, тогда как в технических вузах произошел резкий скачок по выпуску учебных и научных изданий. В педагогических вузах увеличение репертуара преимущественно происходит за счет учебно-методических изданий;

·     всплеск ассортиментных показателей в вузах Сибири наблюдается спустя четыре года после активизации издательской деятельности вузов России, что объясняется не столько удаленностью региона от центра, сколько возникшей потребностью в методическом обеспечении, связанной со сроками графика аккредитации государственных образовательных учреждений региона, переходом на внебюджетное финансирование.

Суммарные величины основных показателей издательской деятельности вузов Западной Сибири превышают данные Российской книжной палаты по России в целом.

Потенциал профессорско-преподавательского состава вузов свидетельствует о широких возможностях и неиспользованных резервах. Так, по данным Министерства образования Российской Федерации, результативность научно-исследовательской работы в последние годы постоянно возрастает, несмотря на незначительное увеличение численности научно-педагогических работников высшей школы. Если посмотреть на количественные показатели выпуска изданий, то на 100 человек сотрудников с ученой степенью в системе Минобразования России издавалось 2,2 монографии в 1994 г. и 4,6 – в 2000 г. Сборники научных трудов дают практически ту же цифру (2 и 5,4 соответственно). Выпуск учебников и учебных пособий увеличился в эти годы в 2 раза – с 8,6 до 15,4.

Если учесть, что общая численность профессорско-преподавательского состава по всем 97 государственным вузам сибирского региона составляет около 39 тыс. чел. (в среднем по 400 чел. в каждом вузе), можно сделать точный прогноз по выпуску учебной и научной литературы.

В вузах сибирского региона идет постоянный процесс становления научных школ, новых научных направлений. В настоящее время очень трудно провести грань между научной и педагогической деятельностью одного и того же человека, совмещающего преподавательскую деятельность в вузе с деятельностью научного сотрудника академического института. Авторские коллективы учебников практически совпадают с научными, что является основным качественным отличием вузовских изданий от другой литературы.