Ориентировочно выбираем два типа автобуса по вместимости (большой и малой), используя данные таб.10.
Таблица 10
Пассажиропоток в часы «пик» в одном направлении Qpmax, пас. |
До 350 |
350-700 |
700-1000 |
Более 1000 |
Вместимость автобуса при γн = 1, пасс. |
100-120 |
Автобус условно большой вместимости - ЛАЗ-695М - большой класс вместимости QН 1 = 80 человек.
Автобус условно малой вместимости — ПАЗ-3205 — средний класс вместимости QH 2 = 55 человек.
5.4 Определим максимальное количество автобусов большой и малой вместимости на маршруте и интервал движения, используя формулы:
AM i = , ед
Jai = , мин,
Где AM i - количество автобусов на маршруте, ед.;
Jai - интервал движения, мин;
Qpi - пассажиропоток в часы суток, чел.;
qhi - номинальная вместимость автобуса условно большой и малой вместимости, пасс., qH1 = 80, qH2 = 55
tоб – время оборота на маршруте, ч, tоб = 0,58 ч.
Результаты количества автобусов условно большой и малой вместимости на маршруте и интервалы движения представлены в табл. 11
Таблица 11
Часы суток |
Пассажиропоток в часы суток Qpi , чел. |
Количество автобусов на маршруте Aмimax, ед |
Интервал движения Jai J Jai , мин |
||
qH2 = 55 |
qH2 = 55 qH1 = 80 |
qH2 = 55 qH2 = 55 |
qH2 = 55 qH1 = 80 |
||
6-7 |
220 |
2 |
2 |
17 |
17 |
7-8 |
|||||
8-9 |
|||||
9-10 |
|||||
10-11 |
|||||
11-12 |
|||||
12-13 |
|||||
13-14 |
|||||
14-15 |
|||||
15-16 |
|||||
16-17 |
|||||
17-18 |
|||||
18-19 |
|||||
19-20 |
|||||
20-21 |
|||||
21-22 |
|||||
22-23 |
|||||
23-24 |
110 |
1 |
1 |
35 |
35 |
5.5 Построение номограммы.
Определив количество автобусов условно малой вместимости на маршруте и интервал движения, строим номограмму, а окончательный выбор типа автобуса производят при помощи графоаналитического метода, сущность которого в том, что, выбрав соответствующие масштабы по осям А, X и Z, откладывают соответственно часы суток, количество автобусов условно малой вместимости на маршруте и значения пассажиропотока по часам суток. По оси X откладывают также значения интервалов движения.
Для определения на оси q точек, соответствующих вместимости автобусов условно большой и малой, на оси z выбирают любое значение пассажиропотока (точка m). Точки n и k на оси X получают некоторое количество автобусов большой и малой вместимости. Точки пересечения прямых m-n и m-k с осью q соответствуют вместимости автобусов условно малой и большой (точки C и D).
Для определения необходимого количества автобусов и интервалов движения для любого часа суток с любой точки кривой, построенной в осях а - z, восстанавливают перпендикуляр ОВ на ось Z. Пересечения прямых, проходящих через лучи В - С и В - D (пунктирные лини), с осью X укажут на необходимое количество автобусов и интервалы их движения в данный час суток.
Аналогичные действия выполняют для всех часов суток работы автобусов на маршруте.
Номограмма определения числа автобусов и интервала движения по часам суток представлена в Приложении 4.
5.6 Вычислим минимальное количество автобусов на маршруте, для определения необходимого количества автобусов на маршруте с учетом корректировки по условию максимального и минимального интервалов.
Aмimin = , где Aмimin – минимально необходимое количество автобусов для работы на маршруте, ед.;
Qpi – пассажиропоток в часы суток, чел;
lср – средняя дальность поездки одного пассажира, км; lср= 3 км
Vэ – эксплуатационная скорость, Vэ = 30 км/ч
Полученные результаты представлены в таб.12.
5.7 Определим экстремальные значения интервалов при известных значениях максимального и минимального количества автобусов на маршруте.
Jaimin = и Jaimax =
где Jaimax и Jaimin – расчетный интервал, соответственно, максимальный и минимальный.
tоб – время оборота на маршруте, ч, tоб = 0,58
Полученные результаты представлены в табл.12
Таблица 12
Максимальное и минимальное количество автобусов на маршруте и экстремальные значение интервалов движения.
Часы суток |
Пассажиропоток в часы суток, чел |
Количество автобусов на маршруте, ед |
Интервал движения |
||||||
qH2 = 55 |
qH1 = 80 |
qH2 =55 |
qH1 =80 |
||||||
Aмi max |
Aмi min |
Aмi max |
Aмi min |
Jai min |
Jai max |
Jai min |
Jai max |
||
6-7 |
220 |
2 |
1 |
2 |
1 |
17 |
35 |
17 |
35 |
7-8 |
|||||||||
8-9 |
35 |
||||||||
9-10 |
|||||||||
10-11 |
|||||||||
11-12 |
|||||||||
12-13 |
|||||||||
13-14 |
|||||||||
14-15 |
|||||||||
15-16 |
|||||||||
16-17 |
|||||||||
17-18 |
|||||||||
18-19 |
|||||||||
19-20 |
|||||||||
20-21 |
|||||||||
21-22 |
|||||||||
22-23 |
|||||||||
23-24 |
35 |
Определив экстремальные значения интервалов для максимального и минимального количества автобусов на маршруте, корректируем необходимое количество автобусов и интервалы движения на маршруте (см. Приложение 5).
5.8 Для окончательного выбора типа автобуса из двух сравниваемых строим график сравнения себестоимости работы автобусов различной вместимости по часам суток.
В системе координат в левой части дана зависимость себестоимости одного пассажиро-километра от коэффициента использования вместимости по обоим сравниваемым автобусам. Справа дана зависимость коэффициента наполнения γH i от времени суток для автобусов большой и малой вместимости.
Для построения графика себестоимости перевозок нужно рассчитать себестоимость перевозок при известных значениях переменных и постоянных расходов и при различных значениях γH(от 0.1 до 1.0).
Sпер. = , где Sпер – себестоимость перевозок, руб.;
Cпер – переменные расходы на 1 км пробега, руб.;
Cпост – постоянные расходы на 1автобусо-час работы, руб.;
β – коэффициент использования пробега.
Ориентировочные значения переменных и постоянных расходов для выбранных марок автобусов приведены в табл. 13.
Марка автобуса |
Переменные расходы на 1 км пробега Cпер., руб |
Постоянные расходы на 1 автобусо-час работы Cпост., руб. |
ПАЗ-3205 |
8,53 |
1,74 |
ЛАЗ-695М |
9,4 |
2,01 |
Β = 0,89; Vэ = 30 км/ч; γ = 0,1…1,0
Для автобусов условно малой вместимости qн2 = 55;
Sпер1 =
Sпер2 =
Sпер3 =
Sпер4 =
Sпер5 =
Sпер6 =
Sпер7 =
Sпер8 =
Sпер9 =
Sпер10 =
Для автобусов условно большой вместимости qн1 = 80:
Sпер1 =
Sпер2 =
Sпер3 =
Sпер4 =
Sпер5 =
Sпер6 =
Sпер7 =
Sпер8 =
Sпер9 =
Sпер10 =
Полученные результаты представим в табл.14.
Таблица 14
Себестоимость перевозок
Себестоимость перевозок, руб. |
γн |
Для малой вместимости ПАЗ-3205 (qн2 = 55) |
Для большой вместимости ЛАЗ-695М (qн1 = 80) |
Sпер1 |
0.1 |
1,75 |
1.33 |
Sпер2 |
0,2 |
||
Sпер3 |
|||
Sпер4 |
|||
Sпер5 |
|||
Sпер6 |
|||
Sпер7 |
|||
Sпер8 |
|||
Sпер9 |
|||
Sпер10 |
0,18 |
0,13 |
Определим коэффициент наполнения γнi за сутки отдельно для автобуса большой и малой вместимости:
γнi =
Для автобусов условно малой вместимости qн2 = 55:
γн6-7 = ½ = 0,5 и т.д
Для автобусов условно большой вместимости qн1 = 80;
γн6-7 = ½ = 0,5 и т.д
Полученные результаты представлены в табл. 15.
Таблица15
Часы суток |
Коэффициентов наполнения γHi |
|
Для малой вместимости qH2 =55 |
Для большой вместимости qH1 =80 |
|
6-7 |
||
7-8 |
||
8-9 |
||
9-10 |
||
10-11 |
||
11-12 |
||
12-13 |
||
13-14 |
||
14-15 |
||
15-16 |
||
16-17 |
||
17-18 |
||
18-19 |
||
19-20 |
||
20-21 |
||
21-22 |
||
22-23 |
||
23-24 |
Для окончательного решения вопроса о выборе одного из двух автобусов найдем средневзвешенные величины коэффициентов наполнения γср за сутки отдельно для автобуса большой и малой вместимости.
Для автобусов условно малой вместимости qH2 = 55:
γср2 = =
Для автобусов условно большой вместимости qHi = 80:
γср1 = =
Графики сравнения себестоимости работы автобусов различной вместимости коэффициентов по часам суток представлены в Приложении 6.
Получается, что себестоимость перевозок автобусом большой вместимости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.