Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции, его основные признаки

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

предельным издержкам (кстати, так же как и в случае с совершенной конкуренцией). Такое вмешательство государства приведет к увеличению объема выпуска данного товара (Qк > qm) и к снижению его цены (Рк < рм)- Получит ли монополист при этом прибыль, зависит от того, где пройдет кривая АТС. В рассматриваемой модели она оказалась ниже точки А, что обеспечивает монополисту экономическую прибыль, соответствующую площади заштрихованного на рис. 2.25 прямоугольника. В таких случаях речь идет о так называемой справедливой прибыли монополиста, а соответствующую цену Рк называют общественно оптимальной ценой.

Если монополист при использовании рассмотренного способа регулирования его цены будет нести убытки (точка А оказывается ниже кривой АТС), ему придется искать способы снижения издержек на своем производстве. Если убытки монополиста в результате такого регулирования будут носить долговременный и устойчивый характер, а государство не заинтересовано в его банкротстве, цена может быть установлена на уровне, соответствующем условию АТС = Р. С учетом того, что валовые издержки включают нормальную прибыль, такое регулирование цены будет держать фирму-монополиста в режиме функ-i ционирования без убытков, хотя и без экономической прибыли.


2. Монополистическая конкуренция имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут затрагивать не только качество товара, они могут быть обусловлены более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли, в силу чего покупатели предпочитают данный товар. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может влиять не цену, хотя и в ограниченной степени. Условия входа в отрасль достаточно свободные. 

З. Олигополия характеризует ситуацию, на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли и доля каждой в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены, то есть существует взаимозависимость фирм в ценообразовании.

Монополистическая конкуренция и олигополия являются наиболее распространенными рыночными структурами. Производство товаров повседневного спроса, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуга хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров конкурирующих производителей

Похожие материалы

Информация о работе