Основные этапы развития военной психиатрии, страница 4

Р.Р.  Вредена и вскоре стал нейрохирургом высокого класса  первым нейрохирургом-невропатологом,  который сам мог и распознавать заболевания нервной системы и  оказывать  хирургическую помощь неврологическим больным.  Постепенно общие хирурги все реже стали приглашаться в нейрохирургическую  операционную.

В клинике Бехтерева Психологическая лаборатория была организована в 1895 году. В ней велись главным образом работы по экспериментальной психологии и клинической психофизиологии.  Среди  сотрудников лаборатории выделялся молодой талантливый выпускник  Военно-медицинской  академии  Александр

Федорович Лазурский. В 1900 году он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины о влиянии мышечных  упражнений на мозговое кровообращение.  Высокую оценку работе Лазурского дал, в частности, его официальный оппонент физиолог профессор И. П. Павлов. Широкую известность приобрела разработанная Лазурским методика "естественного эксперимента". Он создал новое направление в изучении человеческой личности.

3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПСИХИАТРИИ

С некоторой долей условности могут быть выделены следующие основные периоды развития военной психиатрии.

I. До начала 1800-х гг. Отсутствия системы обучения лекарей основам душевных болезней и  оказания  помощи  больным психиатрического профиля на театрах военных действий.

II. С начала 1800-х гг.  до 1835 г. Начало преподавания вопросов  психиатрической экспертизы на кафедре судебной медицины Медико-хирургической академии и издание учебника  судебной  медицины  с курсом "Душевные болезни в судебно-медицинском отношении" (Громов С.А.,  1823).  Выполнение  первой психиатрической  диссертационной работы "О природе неврозов"

(Пелехин П.П.,  1823 г.). Организация первых психиатрических отделений при военных госпиталях (2-м военно-сухопутный госпиталь - 1817 г.).

III. С 1835 по 1860 г. Систематическое преподавание душевных болезней  в  Медико-хирургической  академии  в  курсе внутренних болезней  (Шипулинский  П.Д.,  Кулаковский Г.К.).

Организация самостоятельного курса  душевных  болезней  (Мяновский О.И.,  1842). Выполнение ряда диссертационных исследований, посвященных обзору зарубежных работ в  области  душевных болезней.  Организация  отделений  для душевнобольных военнослужащих при военных госпиталях.

IV. С 1860 г. до начала 1900-х гг. Открытие кафедры душевных болезней Медико-хирургической академии.  Создание научно-теоретической  базы отечественной психиатрии (Балинский

И.М.,  Мержеевский И.П.).  Развитие системы  психиатрических отделений военных госпиталей.

V. Начало 1900-х гг.  - 1917 г. Создание системы оказания медицинской помощи раненым и больным психо-неврологического профиля на  театре  военных  действий  (Русско-японская война,  1905;  I-я Мировая война,  1914).  Выделение военной психиатрии в качестве самостоятельной науки (1909-1910 гг.).

Внутридисциплинарная дифференциация  учения о высшей нервной деятельности, становление нервных  болезней,  нейрохирургии, психотерапии, психологии (Бехтерев В.М.).

VI. С 1917 до 1941 гг.  Упразднение психиатрических отделений военных госпиталей (с 1922-1923 гг.). Разработка теоретических основ оказания психиатрической помощи  в  современной войне на кафедре психиатрии Военно-медицинской академии (Осипов В.П.).

VII. Великая Отечественная война (1941-1945).  Создание и развитие гибкой системы  оказания  психиатрической  помощи военнослужащим  на  поле  боя и в психиатрических отделениях военных госпиталей в условиях боевых действий.

VIII. С  1945  г.  по  1990-е гг.  Обобщение и изучение проблем оказания психиатрической помощи  в  крупномасштабной войне  (в  том  числе с применением оружия массового поражения). Становление кафедры психиатрии Военно-медицинской академии в качестве единого научно-методического центра военной психиатрии. Развитие системы оказания психиатрической помощи в локальных войнах, вооруженных конфликтах и в зонах катастроф и стихийных бедствий.

IХ. Современный этап.  Разработка организационных основ психиатрической помощи и охраны психического здоровья  военнослужащих в условиях реформирования Вооруженных Сил. Совершенствование организационно-штатной структуры  психиатрического обеспечения войск.  Внедрение современных диагностических подходов  при  военно-врачебной  экспертизе  психических расстройств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение истории науки имеет далеко не только  познавательный интерес: оно необходимо для более глубокого осмысления тенденций развития психиатрии в настоящее время. Особенно, если  это касается такой кафедры и клиники,  как кафедра психиатрии (душевных  болезней)  ВМедА,  которая  длительное время была ведущим научным и учебным учреждением не только в рамках военного ведомства, но и в целом в России.