Р.Р. Вредена и вскоре стал нейрохирургом высокого класса первым нейрохирургом-невропатологом, который сам мог и распознавать заболевания нервной системы и оказывать хирургическую помощь неврологическим больным. Постепенно общие хирурги все реже стали приглашаться в нейрохирургическую операционную.
В клинике Бехтерева Психологическая лаборатория была организована в 1895 году. В ней велись главным образом работы по экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Среди сотрудников лаборатории выделялся молодой талантливый выпускник Военно-медицинской академии Александр
Федорович Лазурский. В 1900 году он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины о влиянии мышечных упражнений на мозговое кровообращение. Высокую оценку работе Лазурского дал, в частности, его официальный оппонент физиолог профессор И. П. Павлов. Широкую известность приобрела разработанная Лазурским методика "естественного эксперимента". Он создал новое направление в изучении человеческой личности.
3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПСИХИАТРИИ
С некоторой долей условности могут быть выделены следующие основные периоды развития военной психиатрии.
I. До начала 1800-х гг. Отсутствия системы обучения лекарей основам душевных болезней и оказания помощи больным психиатрического профиля на театрах военных действий.
II. С начала 1800-х гг. до 1835 г. Начало преподавания вопросов психиатрической экспертизы на кафедре судебной медицины Медико-хирургической академии и издание учебника судебной медицины с курсом "Душевные болезни в судебно-медицинском отношении" (Громов С.А., 1823). Выполнение первой психиатрической диссертационной работы "О природе неврозов"
(Пелехин П.П., 1823 г.). Организация первых психиатрических отделений при военных госпиталях (2-м военно-сухопутный госпиталь - 1817 г.).
III. С 1835 по 1860 г. Систематическое преподавание душевных болезней в Медико-хирургической академии в курсе внутренних болезней (Шипулинский П.Д., Кулаковский Г.К.).
Организация самостоятельного курса душевных болезней (Мяновский О.И., 1842). Выполнение ряда диссертационных исследований, посвященных обзору зарубежных работ в области душевных болезней. Организация отделений для душевнобольных военнослужащих при военных госпиталях.
IV. С 1860 г. до начала 1900-х гг. Открытие кафедры душевных болезней Медико-хирургической академии. Создание научно-теоретической базы отечественной психиатрии (Балинский
И.М., Мержеевский И.П.). Развитие системы психиатрических отделений военных госпиталей.
V. Начало 1900-х гг. - 1917 г. Создание системы оказания медицинской помощи раненым и больным психо-неврологического профиля на театре военных действий (Русско-японская война, 1905; I-я Мировая война, 1914). Выделение военной психиатрии в качестве самостоятельной науки (1909-1910 гг.).
Внутридисциплинарная дифференциация учения о высшей нервной деятельности, становление нервных болезней, нейрохирургии, психотерапии, психологии (Бехтерев В.М.).
VI. С 1917 до 1941 гг. Упразднение психиатрических отделений военных госпиталей (с 1922-1923 гг.). Разработка теоретических основ оказания психиатрической помощи в современной войне на кафедре психиатрии Военно-медицинской академии (Осипов В.П.).
VII. Великая Отечественная война (1941-1945). Создание и развитие гибкой системы оказания психиатрической помощи военнослужащим на поле боя и в психиатрических отделениях военных госпиталей в условиях боевых действий.
VIII. С 1945 г. по 1990-е гг. Обобщение и изучение проблем оказания психиатрической помощи в крупномасштабной войне (в том числе с применением оружия массового поражения). Становление кафедры психиатрии Военно-медицинской академии в качестве единого научно-методического центра военной психиатрии. Развитие системы оказания психиатрической помощи в локальных войнах, вооруженных конфликтах и в зонах катастроф и стихийных бедствий.
IХ. Современный этап. Разработка организационных основ психиатрической помощи и охраны психического здоровья военнослужащих в условиях реформирования Вооруженных Сил. Совершенствование организационно-штатной структуры психиатрического обеспечения войск. Внедрение современных диагностических подходов при военно-врачебной экспертизе психических расстройств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение истории науки имеет далеко не только познавательный интерес: оно необходимо для более глубокого осмысления тенденций развития психиатрии в настоящее время. Особенно, если это касается такой кафедры и клиники, как кафедра психиатрии (душевных болезней) ВМедА, которая длительное время была ведущим научным и учебным учреждением не только в рамках военного ведомства, но и в целом в России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.