· Обсуждение основных вопросов занятия (см. ниже), фронтальный опрос по теме занятия.
· Решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением в группе по типу консилиума)
· Самостоятельная курация. Осмотр и разбор тематических больных с выделением ведущего неврологического синдрома, установлением топического диагноза и бассейна поражения. Формулировка клинического диагноза, определение тактики ведения и диагностики, назначение лечебных мероприятий
· Написание примеров диагноза в формате студенческих историй болезни, осуществление назначений обследований и лечения
· Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)
· Задание на следующее занятие
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
· Классификация геморрагических инсультов
· Этиопатогенетические варианты развития. Факторы риска
· Аневризмы, артериовенозные мальформации.
· Паренхиматозные кровоизлияния, виды кровоизлияний в мозг в зависимости от этиопатогенетических вариантов. Клиническая картина
· Субарахноидальные, вентрикулярные кровоизлияния. Клиническая картина
· Осложнения геморрагических инсультов. Отек мозга, дислокация мозга
· Дифференциальная диагностика инсультов
· Использование параклинических (люмбальная пункция) и визуальных методов диагностики (Neuroimaging) геморрагических инсультов. Показания к люмбальной пункции
· Ведение больных с ОНМК. Понятие о дифференцированном и недифференцированном (базовом) лечении. Догоспитальный и госпитальный этап лечения
· Недифференцированное базовое лечение. Интенсивная терапия.
· Методы дифференцированного лечения ишемических инсультов. Показания и противопоказания для тромболизиса. Основные препараты, влияющие на свертывающую систему крови (антикоагулянты, антиагреганты). Методы контроля дифференцированного лечения.
· Лечение геморрагических инсультов. Определение тактики ведения больных. Выбор методов и сроки хирургического лечения.
.
· Принципы хирургического лечения сосудистых поражений головного мозга, показания к оперативному вмешательству. Принципы оперативного вмешательства при кровоизлиянии в мозг, аневризме головного мозга, стенозах и окклюзиях магистральных артерий головы
Перечень практических знаний и умений, освоенных в процессе практического занятия:
· освоить диагностику геморрагических инсультов по клиническим и параклиническим методам обследования
· уметь формулировать согласно МКБ (международной классификации болезней) диагнозы геморрагического инсульта
· научиться составлять программу обследования больных с геморрагическим инсультом, определять тактику ведения
· уметь оценить лабораторные данные общих анализов крови и мочи, биохимического исследования как дополнительные методы диагностики
· определять показания к люмбальной пункции, освоить техническое выполнение ее, направление ликвора в лаборатории
· использовать в диагностике и оценивать роль данных нейровизуализации: Эхо-ЭГ, компьютерной томографии, МРТ,
· уметь составить программу обследования и выбрать тактику ведения больных с различными видами инсультов
· уметь назначить вид дифференцированного лечения и базисное лечение в соответствии с характером инсульта
· овладеть рецептурным написанием основных фармпрепаратов в листах назначения для лечения инсультов
· определять показания к нейрохирургическим методам обследования и лечения инсультов
Хронометраж занятия:
Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 12.30 с двумя перерывами по 15 мин:
9.00 - 9.05 - вступительное слово
9.05 – 10.00 – разбор больных, выделение ведущих синдромов, локализация кровоизлияния, диагностика бассейна, полная формулировка диагноза
10.00 -10.30 – теоретический раздел по основным вопросам темы
10.30 – 10.45 перерыв
10.45 – 11.15 - теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос (продолжение)
11.15 – 11.45 – решение ситуационных задач (индивидуальное задание с общим обсуждением)
11.45 - 11.55 – перерыв
11.55 - 12.25 - самостоятельная работа с больными, демонстрация студентами курируемых больных, обсуждение и разбор («консилиум»),
12. 25 – 12.30 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок.
Оснащение занятия:
подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении и отделении реанимации, истории болезни, листы назначения, муляжи мозга и черепа, пункционный набор, работа в процедурном кабинете, томографические снимки, учебные таблицы, неврологические молотки, посещение отделения функциональной диагностики, знакомство с методом Эхо-ЭГ, посещение томографического центра или отделения, знакомство с методами нейровизуализации
.
Литература для подготовки к занятию:
1. Дуус Петер. Топический диагноз в неврологии. Анатомия. Физиология. Клиника, ИПЦ Москва, «Вазар-Ферро», 1997, 381 стр.
2. Мументалер М. Неврология: (рук-во для врачей: учебное пособие для мед.вузов), Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс- информ», Москва, 2007, 917 стр
3. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Учебн. пособие. Москва, Медпресс- инфо. 2000
4. Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Рук-во для врачей. Санкт- Петербург, Политехника, 2005
6. Никифоров А.С. Частная неврология. Учебн. пособие для ПВО. М., ГЭОТАР, 2008
7. Никифоров А.С. Клинические лекции по неврологии и нейрохирургии. СПб, Питер, 1999
8. Никифоров А.С. Клиническая неврология. Т.1. М., Медицина, 2002
9. Никифоров А.С. Клиническая неврология. Т.2. М., Медицина, 2002
10. Трошин В.Д. Неотложная неврология: рук-во для врачей и студентов. М., МИА, 2006
11 Гайворовский И.В. Клиническая анатомия сосудов и нервов. СПб, ЭЛБИ, 2007
12. Инсульт. Практическое рук-во для ведения больных. /Ч.П.Ворлоу, М.С. Денис. СПб, Спецлит, 2006
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.