Острые нарушения мозгового кровообращения. Геморрагический инсульт. Артерио-венозные мальформации дифференцированное и недифференцированное лечение инсультов, страница 2

·  Обсуждение основных вопросов занятия (см. ниже), фронтальный  опрос по теме занятия.

·  Решение ситуационных задач (индивидуально для каждого студента с совместным обсуждением  в группе по типу консилиума)

·  Самостоятельная курация. Осмотр и разбор тематических больных с выделением ведущего неврологического синдрома, установлением  топического диагноза и бассейна поражения. Формулировка клинического диагноза, определение тактики ведения и диагностики, назначение лечебных мероприятий

·  Написание примеров диагноза в формате студенческих историй болезни, осуществление назначений обследований и лечения

·  Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)

·  Задание на следующее занятие

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

·  Классификация геморрагических инсультов

·  Этиопатогенетические варианты развития. Факторы риска

·  Аневризмы,  артериовенозные мальформации.

·  Паренхиматозные кровоизлияния, виды кровоизлияний в мозг в зависимости от этиопатогенетических вариантов. Клиническая картина

·  Субарахноидальные, вентрикулярные  кровоизлияния. Клиническая картина

·  Осложнения геморрагических инсультов. Отек мозга, дислокация мозга

·  Дифференциальная диагностика инсультов

·  Использование параклинических (люмбальная пункция) и визуальных методов диагностики (Neuroimaging) геморрагических инсультов. Показания к люмбальной пункции

·  Ведение больных с ОНМК. Понятие о дифференцированном и недифференцированном (базовом) лечении. Догоспитальный и госпитальный этап лечения

·  Недифференцированное базовое  лечение. Интенсивная терапия. 

·  Методы дифференцированного лечения ишемических инсультов. Показания и противопоказания для  тромболизиса.    Основные препараты, влияющие на свертывающую систему крови (антикоагулянты, антиагреганты). Методы контроля дифференцированного лечения.

·  Лечение геморрагических инсультов. Определение тактики ведения больных. Выбор методов и сроки хирургического лечения.

.

·  Принципы хирургического лечения сосудистых поражений головного мозга, показания к оперативному вмешательству. Принципы оперативного  вмешательства при кровоизлиянии в мозг, аневризме головного мозга, стенозах и окклюзиях магистральных артерий головы

Перечень практических знаний и умений, освоенных в процессе практического занятия:

·  освоить диагностику геморрагических инсультов по клиническим и параклиническим методам обследования

·  уметь формулировать согласно МКБ (международной классификации болезней) диагнозы геморрагического инсульта

·  научиться составлять программу обследования больных с геморрагическим инсультом, определять тактику ведения

·  уметь оценить лабораторные данные общих анализов крови и мочи, биохимического исследования как дополнительные методы диагностики 

·  определять показания к люмбальной пункции, освоить техническое выполнение ее, направление ликвора в лаборатории

·  использовать в диагностике  и оценивать роль данных нейровизуализации: Эхо-ЭГ, компьютерной томографии, МРТ,

·  уметь составить программу обследования и  выбрать тактику ведения больных с различными видами инсультов

·  уметь назначить вид дифференцированного  лечения и базисное лечение в  соответствии с характером инсульта

·  овладеть рецептурным написанием основных фармпрепаратов в листах назначения для лечения  инсультов

·  определять показания к нейрохирургическим методам обследования и лечения инсультов

Хронометраж занятия:

Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 12.30 с двумя перерывами по 15 мин:

9.00 - 9.05  -  вступительное слово

9.05 – 10.00 –  разбор больных, выделение ведущих синдромов, локализация кровоизлияния, диагностика бассейна, полная формулировка диагноза

10.00 -10.30 – теоретический раздел по основным вопросам темы

10.30 – 10.45 перерыв

10.45 – 11.15 - теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос (продолжение)

11.15  –  11.45 – решение ситуационных задач (индивидуальное задание с общим обсуждением)

11.45 - 11.55  – перерыв

11.55 - 12.25 -  самостоятельная работа с больными,  демонстрация студентами курируемых больных,  обсуждение и разбор («консилиум»),

12. 25 – 12.30 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок.

Оснащение занятия:

подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении и отделении реанимации, истории болезни, листы назначения, муляжи мозга и черепа, пункционный набор, работа в процедурном кабинете, томографические снимки, учебные таблицы, неврологические молотки, посещение отделения функциональной диагностики, знакомство с методом Эхо-ЭГ, посещение томографического центра или отделения, знакомство с методами нейровизуализации

.

Литература для подготовки к занятию:

1.    Дуус Петер. Топический диагноз в неврологии. Анатомия. Физиология. Клиника,   ИПЦ Москва, «Вазар-Ферро», 1997, 381 стр.

2.    Мументалер М. Неврология: (рук-во для врачей: учебное пособие для мед.вузов),   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007, 917 стр

3.  Триумфов А.В.  Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Учебн. пособие.  Москва, Медпресс- инфо. 2000

4.    Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Рук-во для врачей. Санкт- Петербург, Политехника, 2005

6.  Никифоров А.С. Частная неврология. Учебн. пособие для ПВО. М., ГЭОТАР, 2008

7. Никифоров А.С.  Клинические лекции по неврологии и нейрохирургии. СПб, Питер, 1999

8.   Никифоров А.С. Клиническая неврология. Т.1. М., Медицина, 2002

9.  Никифоров А.С. Клиническая неврология. Т.2. М., Медицина, 2002

10.  Трошин В.Д. Неотложная неврология: рук-во для врачей и студентов. М., МИА, 2006

11  Гайворовский И.В. Клиническая анатомия сосудов и нервов. СПб, ЭЛБИ, 2007

12. Инсульт. Практическое рук-во для ведения больных. /Ч.П.Ворлоу, М.С. Денис. СПб, Спецлит, 2006