Балтийский государственный технический университет
«Военмех» им. Д.Ф.Устинова
Факультет авиа- и ракетостроения
Кафедра А1
Теория проектирования
Курсовой проект
«Твердотопливная баллистическая ракета»
выполнил: Елсаков М.А. гр. А161
проверил: Шкварцов В.В.
Санкт-Петербург
2009
1. Формулировка целей и задач проведения работы 2
2. Исходные данные 2
3. Постановка задачи проектирования ракеты 2
4. Конструктивно-компоновочная схема ракеты 2
5. Принимаемые допущения 3
6. Математическая модель 3
7. Постановка задачи оптимального проектирования 4
8. Выводы по проделанной работе 5
8. Список используемой литературы 5
Приложение 1
БР – баллистическая ракета
БРТТ – баллистическая ракета твердотопливная
ГЧ – головная часть
ЛА – летательный аппарат
КС – камера сгорания
ПН – полезная нагрузка
РДТТ – ракетный двигатель твердотопливный
РС – ракетные системы
ТТ – твёрдое топливо
1. Постановка задачи проектирования ракеты.
2. Обоснование и выбор конструктивно-компоновочной схемы ракеты.
3. Обоснование, выбор и построение модели массы ракеты.
4. Обоснование, выбор и построение модели траектории полёта ракеты.
5. Расчёт массогабаритных и траекторных характеристик ракеты.
Масса ПН, кг: 500
Максимальная дальность полёта, км: 250
Задавшись некоторыми допущениями и выбрав, исходя из них, математическую модель траектории и конструктивно-компоновочную схему БРТТ, рассчитать массогабаритные и траекторные характеристики БР, выполняющей своё назначение доставки ПН массой 500кг на максимальную дальность в 250км.
Ракета одноступенчатая, карандашной формы, топливо баллиститное твёрдое. Шашка торцевого горения, дабы обеспечить максимальное заполнение корпуса двигателя топливом и сохранить одну и ту же площадь горения заряда и соответственно рк и Р на протяжении всего активного участка. Отсечка тяги и отвод ступени от головной части производится за счёт включения в работу двух противосопел. Ферменные связи между ГЧ и разгонной ступенью рвутся под воздействием УКЗ. Управление на активном участке осуществляется газодинамическими рулями, расположенными в сопле. На пассивном участке траектории ГЧ неуправляема.
– движение ракеты рассматривается как плоское в вертикальной плоскости, действие боковых сил и угловые перемещения не принимаются к рассмотрению;
– сама ракета принимается за материальную точку переменной массы;
– траектория делится на активный и пассивный участки;
– движение на траектории является невозмущённым;
– система управления полётом считается идеальной;
– угол атаки на всём пути равен нулю;
– выведение на заданный угол бросания производится по известной программе;
– Земля плоская и недвижимая;
Модель массы принята самая простая: стартовая масса и масса ПН связаны коэффициентом весовой отдачи:
Модель траектории взята исходя из принятых допущений для каждого участка своя. На активном участке представляет собой систему уравнений:
На пассивном участке:
Данные системы рассчитываются численно по методу Эйлера.
Имея исходные данные и математическую модель БР, выделив параметры, задавшись их ограничениями, определим целевую функцию, минимум которой необходимо получить с заданной точностью. Задача: найти значения относительного запаса топлива, относительной тяговооруженности, при которых БР обеспечила бы доставку заданной ПН на заданную максимальную дальность. Имеем две целевые функции: полная масса БР и максимальная дальность полёта. Имеем 2 параметра: относительный запас топлива и относительную тяговооруженность на земле. Ограничения на значения параметров [0,3..0,8] и [1..4] соответственно.
Оптимизация проводится по методу случайного сканирования.
Коэффициенты, отвечающие за точность поиска оптимума:
n – количество циклов
В ходе проведения работы были найдены оптимальные значения mu и Ptv ракеты, описанной заданной математической моделью, при которых целевая функция массы на данном отрезке значений параметров принимает своё минимальное значение и при этом максимальная дальность, на которую доставляется ПН, не превышает заданной.
Результат |
|
Mu |
0,5033 |
Ptv |
3,6537 |
Lmax |
250815,0785 |
M |
1347,0660 |
n |
10000 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.