Ситуация с новыми экономическими условиями проясняется, но нужно время, чтобы к ним приспособиться. У кого-то это получается и компания сохраняет свою конкурентоспособность на сократившемся рынке, а у кого-то это не получается. В период кризиса выживают не все компании.
5. Этап выхода из кризиса.
Представляется, что выходом из кризиса нужно считать не восстановление докризисных экономических показателей, а начало регулярной работы по-новому в изменившихся условиях ведения бизнеса. Кризисное дно достигнуто, и у тех компаний, которые смогли выжить и приспособиться к новым условиям, начинается постепенное улучшение показателей. При этом у слабых компаний положение продолжает ухудшаться (вплоть до банкротства), а у более сильных идет рост. За счет этого происходит передел рынков. В целом по экономике страны тоже начинается некоторый рост.
На этой основе сравним российские кризисы 1998-1999 годов и 2008-2009 годов.
Этап осознания кризиса
1998-1999: В течение нескольких недель до дефолта 19 августа поступали тревожные сигналы. Центробанк из своих очень скромных в то время валютных ресурсов тратил примерно 2 млрд. долларов в неделю на выплату непомерно высоких процентов по ГКО и поддержание нереально завышенного курса рубля. Но официальное объявление дефолта, начавшийся обвал курса рубля и коллапс многих банков в считанные дни помогли осознать наступление кризиса. К началу сентября 1998 года иллюзий не осталось. Наличие в 1998 году большего количества относительно независимых телеканалов и печатных СМИ способствовало тому, что приход кризиса осознали не только владельцы и руководители бизнесов, но и значительная часть населения.
2008-2009: Падение индексов фондового рынка началось в июне 2008 года и к августу достигло весьма значительных размеров (около 30%). Вывод иностранных капиталов из России принял характер бегства (около 50 млрд. долларов в августе 2008 года). Но высшее руководство страны упорно не признавало начало кризиса и говорило о том, что мы испытываем последствия финансового кризиса в США и наших резервов достаточно, чтобы Россия смогла пережить сложившуюся ситуацию без серьезных потрясений. До ноября-декабря 2008 года высшие руководители не употребляли слов «кризис» применительно к России и реальных антикризисных мер не принимало. Центробанк продолжал поддерживать завышенный курс рубля, что создало благодатную среду для масштабных валютных спекуляций, в том числе банками, получившими государственную поддержку. При этом фондовый рынок в России продолжал обвальное падение, а уход массовый уход иностранного капитала из России продолжался. Реально осознание того, что в России очень серьезный экономический кризис наступило у владельцев бизнесов в октябре-ноябре 2008 года. Но население, получающее успокаивающую информацию о ситуации в стране в основном через государственные телеканалы, осознало приход кризиса позже.
Этап активного сокращения затрат
1998-1999: В течение сентября-октября 1998 года большинство компаний отреагировало на кризис существенным снижением затрат. В 1998 году это облегчалось тем, что во многих компаниях оплата труда была установлена в долларах и выплачивалась «в конвертах». Обычным делом стали внутренние корпоративные курсы доллара, которые существенно отличались от курсов Центробанка.
2008-2009: Реакция компаний наступила позже и оказалась более растянутой. Активное сокращение затрат в основном было проведено в ноябре-декабре 2008 года. Проведение мероприятий по сокращению затрат осложнялось тем, что значительная часть наемного персонала запаздывала с осознанием кризиса и была психологически менее готова к действиям компаний по сокращению персонал и снижению оплаты труда. Это также является одной из причин того, что действия компаний по высвобождению персонала и снижению оплаты труда продолжаются в 2009 году.
Этап неопределенности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.