Основные направления совершенствования двигательных установок с ЖРД, страница 5

Такие же режимы работы, обеспечивающие наибольшее значение характеристической скорости носителя, реализуются в трехкомпонентных ЖРД, работающих на одном окислителе и двух горючих. Они на первом режиме работы используют жидкий кислород и углеводородное горючее, а на втором – жидкий кислород и жидкий водород.

В состав ДУ одноступенчатого носителя могут входить одновременно и кислородно-углеводородные и кислородно-водородные ЖРД, причем возможны следующие два режима работы:

сначала работают кислородно-углеводородные, а затем кислородно-водородные ЖРД;

сначала работают ЖРД обоих типов, а затем только кислородно-водородные двигатели.

Однако более эффективны так называемые двухконтурные ЖРД; сначала работают оба контура двигателя (на топливе О2+Н2 и О2+УВГ), а затем только контур на топливе О2+Н2.

ИСЗ и КА. Как уже отмечалось, в настоящее время в ДУ ИСЗ и КА в основном применяют двухкомпонентные топлива N2O1+N2H4 или N2O4+ММГ, а также однокомпонентное топливо N2H4. Учитывая токсичность указанных топлив, а также их лишь среднеэнергетические  характеристики, за рубежом рассматривают возможность более эффективных и нетоксичных топлив, в первую очередь О2+Н2. В тех случаях, когда требуются  прежде всего высокие энергетические характеристики ДУ и одновременно не имеет особо большого значения токсичность топлива, могут быть эффективными фторные (F2+H2, F2+NH3, F2+N2H4) и металлосодержащие топлива (F2+H2+Li и O2+H2+Be).

СОВРЕМЕННЫЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ НПО «ЭНЕРГОМАШ» ИМ. ГЛУШКО.

В статье генерального конструктора НПО «Энергомаш» Пирогова Николая Александровича указывается, что на основе программы «Экологически чистые двигатели» в настоящее время производятся и одновременно совершенствуются три двигателя: РД171, РД180 и РД191. Этим рядом могут быть закрыты все потребности потенциальных заказчиков двигателей для ракет носителей.

Двигатель четырехкамерный РД171 разрабатывался для РН Энергия, работает на окислителе – жидкий кислород, горючее керосин, максимальная тяга 8 МН.

В настоящее время используется на первой ступени ракеты-носителя «Зенит» для комплекса «Морской старт», двухкамерный двигатель РД1180, окислитель - жидкий кислород, горючее керосин, максимальная тяга 392 т.с.(4 МН). РД180 используется для ракеты-носителя США Атлас (фирма Lockheed-Martin).

Однокамерный двигатель РД191, окислитель - жидкий кислород, горючее – керосин, максимальная тяга – 196 тс (2 МН). Планируется использовать для новых Российских ракет – носителей – например, «Ангара».

Любой из этих двигателей может быть в краткие сроки доработан по техническим требованиям заказчика.

На предприятии разработан и внедряется опыт ускоренной отработки ЖРД большой мощности.

Суть его в том, что полная отработка проводится на 10  и менее экспериментальных двигателях. Вместо 70…80 как это было принято раньше, двигатели при этом доводились до разрушения.

С февраля 2008 года двигатель идет на огневые испытания в составе ступени ракеты. Планируется в 2008 году провести завершающие доводочные и межведомственные испытания и сдать его в серию.

Для обеспечения эффективности испытаний введена система менеджмента качества  ISO-9000, проведено 5 аудитов зарубежных фирм. Ежегодно на модернизацию испытательной базы тратится 8…10 млн евро, запускается 20…25 единиц оборудования.

На испытательной базе НПО «Энергомаш» работает 1000 человек, на предприятии 5000 человек, включая филиалы в Перми, Омске, Самаре и СПб. Средний уровень зарплат 21 тыс. рублей, квалифицированный рабочий получает до 50 тыс. рублей.

Госзаказ обеспечивает  всего 30…40 бюджета НПО. Основную часть дохода приносят продажи РД-180 для РН «АТЛАС». За 10 лет всего поставлено 41 двигатель из них 18 установлены на РН и успешно запущены. По предварительному соглашению предусматривается поставка 101 двигателя США. Ведутся переговоры о поставке еще 17 двигателей. Производительность предприятия 4…6 двигателей в год.

Для комплекса «Морской старт» и наземных комплексов заключено соглашение о поставке 64…72 штук двигателе1 РД170 , из которых уже поставлено 10 штук, производительность предприятия по этим двигателям 6 штук в год.

Модификация двигателя РД191 предполагается для установки на Южно-Корейский Ракетоноситель KSHV-1 создаваемую на основе одной ступени РН «Ангара» заводом имени Хруничева.